В каких случаях передача третьим лицам почвенно-растительного слоя, необходимого для проведения рекультивации земельного участка, считается нарушением действующего законодательства?
Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:
В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800) (далее – Правила) проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
При этом важно отметить, что согласно пп. а) п. 13 Правил разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель.
Согласно п. 14 Правил проект рекультивации земель содержит:
- раздел «Пояснительная записка», включающий описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
- раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;
- раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», включающий состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий.
Также следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
При этом в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87) (далее – Положение) указано, что проектная документация содержит:
- сведения о наличии проекта рекультивации земель - в случаях, установленных пунктом 10 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (пп. ч) п. 10 Положения);
- перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходимости) (пп. ф(1) п. 23 Положения);
- мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова (пп. б) п. 25 Положения)
Таким образом, как в проектной документации на строительство объекта капитального строительства, так и в проекте рекультивации нарушенных земель могут указываться конкретные рекультивационные мероприятия с указанием как площади нарушенных земель, так и объема мероприятий, необходимых для их восстановления.
В случае, если передача почвенно-растительного слоя третьим лицам приводит к отклонению от показателей проектной документации и (или) проекта рекультивации, указанное может быть квалифицировано в качестве:
- отсутствия надлежащей рекультивации земель;
- нарушение требований проектной документации.
Указанные действия могут являться основанием для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ст. 8.1, ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Также важно отметить, что согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Таким образом в случае, если передача почвенно-растительного слоя третьим лицам не предполагает его использования для улучшения малопродуктивных земель, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.