Найти тему
Такое поведение

Руководящий контроль. Секрет № 6 из 7. Дифференцированное подкрепление. Ещё раз про мотивацию

Оглавление

Мотивация — ключ к успеху. Даже если кто-то считает, что поиском мотивации можно пренебречь и просто заставить ребёнка делать то, что нужно, то он ничему не противоречит.

Мотивация есть и серьёзная. Она в том, чтобы избавиться уже и от него, и от его инструкций.

И если будут найдены способы, которыми можно будет добиться этого же эффекта, но с меньшими усилиями, то ими будут пользоваться.

Если будут найдены способы, благодаря которым можно будет противодействовать дальнейшему контролю, то ими будут пользоваться.

Можно ещё уповать на понимание. На то, что просто надо как-то так объяснить, чтобы в голове у ребёнка возникло понимание того, что вот это вот всё, что от него сейчас требуют — это для его же блага.

Отличный выбор! Можно и так. Если это работает, то вообще проблем не вижу.

Вижу проблемы тогда, когда эти усилия продолжаются долго, безуспешно и выглядят уже, как попытки это понимание "вдолбить".

Это говорит лишь о том, что у кого-то наблюдается поведенческая или психологическая ригидность (оцепенелость) и этот кто-то — это не ребёнок 😄

Поэтому работаем с мотивацией.

Да, это трудно. Да, это требует гораздо больше когнитивных усилий, чем непреклонное требование. Но оно того стоит.

Дифференцируемое подкрепление

Сначала расскажу о том, что это за термин такой, а позже раскрою суть секрета № 6.

Дифференцируемое, или ещё градуированное дифференцированное подкрепление — это система использования разного количества подкреплений для различных типов и уровней проявления поведения.

Теперь постараюсь человеческим языком.

Смысл в том, чтобы для разного результата использовать разные поощрения, что поможет в итоге сформировать именно наиболее желаемый вариант.

Например,

  1. Ребёнок продемонстрировал лучший вариант реакции из того, что вам доводилось наблюдать до сих пор. Важно! Не итоговый желаемый идеал, а лучшее из того, что он смог продемонстрировать до сих пор — первые несколько раз похвалите и поощрите его старания больше обычного.
  2. Ребёнок выполнил на обычном уровне, как всегда — ваш стандартный ответ и поощрение.
  3. Ребёнок выполнил хуже обычного — "Ничего. В следующий раз у тебя получится лучше. Можешь попробовать ещё раз".
  4. Ребёнок достиг желаемого результата — окружите его водопадом внимания и поощрений.

Может быть полезно в работе:

  • над уменьшением подсказки;
  • над улучшением качества реакции;
  • над увеличением усердия ребёнка в отношении сразу нескольких учебных целей.

Суть секрета № 6

Для того чтобы иметь возможность столь виртуозно манипулировать интенсивностью поощрений, нужно знать приоритеты ребёнка так же хорошо, как свои собственные.

Подмечать и фиксировать любой предмет или занятие, которые могут быть использованы в качестве подкрепления желаемому поведению и то, как предпочтения меняются в зависимости от ситуаций.

Помните, предпочтения могут меняться.

Приложите свои усилия, чтобы найти и сформировать как можно больше разнообразных подкреплений.

Старайтесь чередовать использование определённых поощрений, чтобы предотвратить потерю интереса к любому из них.

Оставляйте наиболее привлекательные предметы и занятия для использования в работе над более трудными или важными навыками.

Используйте похвалу в сочетании с материальными поощрениями, чтобы похвала уже сама по себе стала отождествляться с наградой. Чуть подробнее об этом в посте по ссылке ниже:

Это был шестой шаг установления руководящего контроля по Р. Шрамму. Предыдущие здесь:

Дети. Мануал

Остался ещё один секрет. Продолжение здесь.

-------------------

И помните, не существует какого-то единственно правильного способа или метода взаимодействия с ребёнком. Вопрос лучше ставить так:

Устраивает ли меня тот уровень сотрудничества с ребёнком, который есть сейчас?
Если устраивает — замечательно!
Если нет — задумайтесь, что можно поправить.

Надеюсь, было полезно.

Как думаете, если в тексте заменить слово "ребёнок" на слово "сотрудник", останутся ли те же утверждения справедливыми?

Мотивирующая картинка для хорошего настроения 😊