Мы уже многое сделали для того, чтобы у ребёнка появилось желание сотрудничать с нами, но что делать если в какой-то момент он всё же решит уклониться от нашего прекрасного предложения?
В этой статье расскажу о советах Р. Шрамма в соответствии с его программой семи шагов по установлению руководящего контроля.
Седьмой шаг установления руководящего контроля
Слова имеют смысл лишь при условии, что они сочетаются с действиями, которые соответствуют их значению.
Слово "Нет" не окажет желаемого действия, если по факту ребёнок всё равно может продолжить делать то, что ему хочется.
Чуть подробнее об этом в статье:
Замкнутый круг
Обычно, когда ребёнок начинает игнорировать просьбы взрослых, то те в ответ становятся более требовательными и это формирует определённую цепочку поведения.
Есть очень большая вероятность того, что впоследствии ребёнок не будет реагировать на ваши слова до тех пор пока вы не обозначите их в жёсткой форме.
И тогда это уже станет проблемой.
Что делать?
Покажите ребёнку, что игнорирование вашей инструкции или выбор неприемлемого поведения не приведут его к получению подкрепления.
Просто сказать, да непросто сделать. Давайте разбираться.
Первое, на что хочу обратить ваше внимание, это следующая цитата Шрамма:
Каждый раз, когда кто-либо даёт указание, которое требует от другого человека той или иной реакции, он ДОБРОВОЛЬНО передаёт этому человеку контроль над ситуацией.
Это ребёнок теперь знает, чего ВЫ от него хотите и может сам решать, реагировать или нет.
А вот, когда ребёнок сам хочет чего-то от вас — тогда сила на ВАШЕЙ стороне.
Пояснение
Часто бывает так, что мы даём инструкции не имея возможности добиться их выполнения, потому что у нас нет контроля над мотивацией ребёнка. И в таком случае ребёнок имеет постоянный контроль над уровнем своего взаимодействия со взрослым.
Поэтому независимо от того, чего вы сейчас хотите добиться от ребёнка, при установлении руководящего контроля, лучшее, что вы можете сделать, это ждать, когда ребёнок попросит что-то у вас и лишь затем в ответ попросить его о чём-либо.
А для этого надо сначала сделать всё так, как написано в этой статье:
и НЕ делать так, как написано в этой:
Благодаря вашему полному контролю над поощрениями ребёнку придётся регулярно обращаться к вам с просьбами в той или иной форме.
В ситуациях, когда поощрение уже находится у ребёнка, вы можете временно прекратить доступ к нему и попросить, например, сначала переодеться.
Если ребёнок выполнил просьбу, то вы поощрите его тем, что вернёте ему доступ к игрушке и ещё любым социальным подкреплением, которое сочтёте нужным добавить.
Не забываем говорить "Спасибо!" или "Ты молодец!".
Если ребёнок решил вашу просьбу проигнорировать, то вы ограничиваете доступ к любым поощрениям до тех пор пока ребёнок сам не придёт к выводу, что выполнить вашу просьбу гораздо выгоднее, чем отказываться.
Секрет № 7
Импровизируйте.
Если вы озвучили прямое требование и его проигнорировали, то отступать уже сложно.
А вот если вы озвучили требование в форме вопроса, например, "Как ты смотришь на то, чтобы сделать сейчас разминку?", то вы оставляете себе пространство для манёвра.
- Ответят ДА: Отлично! Обязательно дополнительно поощрите этот ответ.
- Ответят НЕТ: У вас есть возможность сейчас с этим ответом согласиться без потери лица и при этом подготовиться к тому, чтобы позже обозначить требование в благоприятных для себя условиях.
Важно!
Не маскируйте требование под вопрос, если вы в принципе не готовы услышать на него ответ "Нет". Например:
— Мы пойдём сегодня в школу?
— Нет.
❌😮
— Ты поедешь к стоматологу?
— Нет.
❌😮
Вы задали вопрос. Ребёнок честно ответил. Что вы теперь будете с этим ответом делать?
Покажете, что вас вообще-то его ответ мало интересует или развернёте дискуссию по теме важности школьного образования?
Переговоры — это полезный инструмент, который понадобится вашему ребёнку позднее, когда он станет более развитым и самостоятельным.
Но когда речь идёт о контроле поведения посредством инструкций, единственная приемлемая здесь сделка — НИКАКИХ СДЕЛОК.
Послесловие
Цель данной статьи — показать читателям важность сопоставления своих слов и реальных последствий.
В применении процедуры установления руководящего контроля, как и во многих других процедурах поведенческого вмешательства, необходим контроль со стороны специалиста, ибо имеются противопоказания.
Надеюсь, было полезно.
Предыдущие шаги-секреты по установлению руководящего контроля вы найдёте в отдельной рубрике: