Добрый день, уважаемые читатели и подписчики. Сегодня я предлагаю вам продолжить ковыряться в отчётности эмитентов, недавно осчастлививших нас своими свежими выпусками. В отличие от недавних обзоров, героем сегодняшней статьи стала компания, давно и хорошо известная держателям «мусорных» облигаций. Как вы наверняка догадались, речь пойдёт об очередном выпуске облигаций ООО ТК «Нафтатранс плюс». Приступим?
Что нам предложено? Описание выпусков облигации
Следуя сложившейся на моём канале практике свой обзор начну с того, что кратко опишу текущие выпуски облигаций. С учётом недавнего размещения в обращении находятся следующие выпуски компании:
Как мы видим, на сегодняшний день в обращении находятся бонды компании на общую сумму чуть менее девятисот миллионов рублей с учётом прошедшей амортизации по старым выпускам. Доходность по выпускам распределена неравномерно. Наименьшая доходность у самого первого выпуска облигаций (12,62% на 18.11.22). Наибольшая доходность у последнего на текущий момент выпуска, что и не удивительно, учитывая ставку купона 19%. Однако, установлена она до начала 2024 года и какая ставка будет потом – неясно.
В обеспечение обязательств эмитента предоставлено поручительство ООО ТК «СТК».
В целом, условия текущих выпусков неплохие. Если абстрагироваться от финансовых показателей, идея прикупить облигации эмитента выглядит интересной.
В долгах как в шелках. Отчётность эмитента
Как вы понимаете, ключевым фактором, влияющим на принятие решения о возможности инвестирования в долговые бумаги компании является оценка финансового положения эмитента. Именно к решению этой задачи я и предлагаю приступить.
Для этого использовались сведения размещённой в открытом доступе отчётности эмитента по РСБУ. С учётом того, что эмитент входит в Группу компаний, было бы неплохо посмотреть на консолидированную отчётность. Но эмитент составлением «консоли» не запаривается и потому придётся довольствоваться тем, что есть.
Динамика основных статей Актива особых вопросов не вызывает, существенных изменений незаметно. Отмечу лишь сокращение Дебиторской задолженности на 13% по сравнению с данными годовой давности. Также обращаю внимание на тот факт, что, согласно данным инвестиционного меморандума, более половины «дебиторки» (56% от общего объёма) представлена задолженностью связанных компаний.
Относительно Пассива. Бросается в глаза, что доля Капитала в структуре Пассива весьма невелика. Впрочем, ситуация немного выправляется, за период с июня 2021 года доля Капитала выросла с 7 до 11%. Но всё равно маловато. Впрочем, это характерно для нефтетрейдеров, они часто работают с большим кредитным плечом.
Ниже картинка, иллюстрирующая структуру заёмного капитала на последнюю отчётную дату.
Из диаграммы очевидно, что эмитент на текущий момент «торчит» только Сберу и «воблам». При этом, 168 миллионов – краткосрочные кредиты. Рискну предположить, что средства последнего облигационного займа привлекались для замещения этого кредита. В любом случае, вряд ли текущие кредиты в Сбербанки имеют срок погашения после погашения облигаций. А это создаёт для инвесторов дополнительные риски в том случае, если Сбер откажется перекредитовать компанию.
Финансовое положение компании не слишком устойчивое в силу большой долговой нагрузки: Чистый долг/Капитал на уровне 7, Чистый долг/EBITDA ltm - 5,46. Это весьма серьёзно и, не смотря на тенденцию к снижению нагрузки, для компании размер долга великоват. На приемлемом уровне лишь показатель отношения Чистого долга к выручке за последние 12 месяцев.
Динамика статей ОФР достаточно ровная. Имеет место небольшое снижение выручки, которое «тянет» за собой снижение показателей прибыли. Рентабельность, при этом, немного увеличилась. Поквартальная динамика выручки (смотрим ниже) выглядит интересно. Пик продаж приходится на 3 кв. 21 года, далее идёт снижение.
Но я хочу указать на ухудшение показателя покрытия процентов: с 1,6 показатель упал до 1,4. Это ещё удовлетворительно, но тенденция неприятная. Виной тому увеличение размера процентов к уплате (видимо, привлекались более дорогие кредитные средства). Привлечение дополнительных средств инвесторов под 19% годовых ситуацию явно не улучшит.
Деятельность по оптовой торговле нефтепродуктами имеет свою специфику. Одной из особенностей является активное привлечение заёмных средств, мало кто работает «на своих». А потому высокий уровень закредитованности не должен нас сильно удивлять. Вопрос в другом – нужно ли нам связываться с эмитентом, который и без того в долгах как в шелках? Тем паче, что до момента погашения обязательств перед «воблами» компания должна будет либо вернуть бабки Сберу либо «перекрутить» кредиту на новый срок. А риск, что банк закроет лимиты есть всегда. В этом случае может повториться история «Калиты» (тьфу-тьфу!).
Уровень покрытия процентов говорит о том, что на сегодняшний день компания способна уплачивать проценты, но динамика показателя не радует – весьма вероятно наступление момента, когда обслуживание долга эмитент не «вытащит».
Также неприятно высока доля связанных компаний в «дебиторке». Каково финансовое положение этих компаний неясно, а значит есть риск, что более половины ДЗ может не вернуться.
Подбиваем итоги. Краткие выводы
Настало время подведения итогов. И мне такие есть что сказать.
- Последние по времени выпуски облигация показывают неплохую доходность на текущем этапе и вполне соответствуют среднерыночным значениям. Хотя, если сравнить с первым СНХТ, то рынок явно оценивает эмитента хуже. Наверное, в этом есть рациональное зерно.
- В этом обзоре я не стал описывать эмитента. Хочу лишь напомнить, что помимо эмитента и поручителя имеется несколько компаний, тесно связанных с эмитентом в рамках текущей операционной деятельности. В силу отсутствия сведений финансового характера по этим компаниям есть риск неверной или неполной оценки финансового положения эмитента. В частности, более половины Дебиторской задолженности – это задолженность связанных компаний (примерно 965 миллионов). Будет ли эта задолженность погашена? Если будет, то когда? Не случится ли так, что эмитент «простит» эту задолженность родственным компашкам к вящей радости инвесторов и кредиторов? А сумма, между прочим, в три раза превышает размер собственного Капитала компании.
- В принципе, говоря вновь о финансовом положении компании, можно лишь снова сказать о большой долговой нагрузке. Но меня смущает ещё и выраженная зависимость от одного кредитор. Если Сбербанк по тем или иным причинам не захочет далее работать с эмитентом, компания потонет. Если Сбер «выпрыгнет» из компании, то ликвидных активов на погашение кредитов должно хватить, а вот бондхолдерам мало, что достанется.
Всё, написанное выше, лишь моё частное мнение. Никому ничего советовать не буду, каждый вправе самостоятельно взвесить все риски.
Если ваше видение эмитента отличается от моего – предлагаю пообщаться в комментариях к этой статье.
Спасибо за внимание. Хороших вам бондов!
PS. Все написанное выше является частным мнением автора и не является рекомендацией по покупке или продаже ценных бумаг.
PPS. Если материал был интересным/полезным, прошу отблагодарить подпиской, залайкать меня полностью и обязательно комментировать.
Использованные ресурсы:
Сайт раскрытия информации: e-disclosure.ru
Официальный сайт: нафтатранс-плюс.рф
Похожие статьи:
ООО ТК "Нафтатранс плюс": необходимое дополнение
Облигации ООО ТК "Нафтатранс плюс": 5 острых вопросов к эмитенту