Найти тему
Моя работа

Elevator Pitch: как продать себя работодателю за три минуты

«У вас есть не более трех минут, чтобы проявить себя». Многих столь строгий регламент приводит в ступор: что можно успеть сделать так быстро, а как же знакомство и диалог? Кто-то «уходит в отрицание», считая, что вдумчивой беседы не получится.Но мы знаем, что на первое впечатление о человеке требуется всего одна минута. Именно за это время мы на физиологическом уровне понимаем, нравится ли нам человек и готовы ли мы продолжать общение.

Умение экономить время собеседника в наш век высоких скоростей превратилось в суперсилу. В этом и есть ключевой принцип Elevator Pitch –самопрезентации за три минуты. Название дословно переводится как «речь в лифте». Дело в том, что способ берет свое начало из стандартной ситуации в заокеанском небоскребе во второй половине XX века. Стартаперы использовали поездку в лифте для общения с «полезным» и высокопоставленным человеком, у которого нет времени на встречи с незнакомцами. Они должны были объяснить всю суть своей идеи и буквально «продать» ее, пока движется подъемник. Многим удалось получить миллиардные инвестиции и сделать целое состояние благодаря умению обращать случайную встречу в свою пользу.

Как сделать ограничивающий регламент вашим преимуществом? Как успеть сказать за три минуты все самое главное и не «увязнуть в словах»? Сегодня мы рассмотрим, как использовать принцип Elevator Pitch, чтобы выгодно преподнести себя работодателю.

В каких ситуациях используется Elevator Pitch?

· Быстрое первичное собеседование с HR – как лично, так и по телефону

· «Холодный» звонок работодателю, инициированный вами

· Как один из этапов трудоустройства. В таком случае оценивать его могут не только рекрутер, но и непосредственный руководитель, директор организации, будущие коллеги и корпоративный психолог

· В ситуациях массового собеседования

· На стресс-интервью

· На бизнес-мероприятиях, где вы знакомитесь с потенциальными работодателями или встречаете представителя «компании мечты»

Elevator Pitch – вовсе не дежурный разговор. Трех минут вполне достаточно, чтобы потенциальный работодатель оценил множество факторов. Что же может понять собеседник из Elevator Pitch?

· Скорость принятия решений

· Умение структурировать информацию

· Навык расставлять приоритеты

· Умение вписываться в регламент, соблюдать формат, работать по заданному ТЗ

· Навыки общения: как умение готовиться к встрече, так и действовать по ситуации, импровизировать, когда это нужно

· Умение учитывать состояние и настроение собеседника, навык эмпатии

· Уровень стресса и выгорания

· Заинтересованность в позиции и сотрудничестве

· Мотивацию к работе в целом

И сейчас мы подробно объясним, как готовиться к Elevator Pitch. Чем меньше времени, тем сильнее собеседнику запоминается каждая деталь, и тем тщательнее вам надо готовиться.

«Я шесть лет учился в МГУ на факультете фундаментальной медицины, изучал различные дисциплины, окончил на отлично, проходил стажировки в крупных компаниях. Затем работал аналитиком в фармкомпании «Ромашка».

Длительному вступлению и незначительным фактам нет места в Elevator Pitch. Прежде всего, нужно представиться и рассказать, кто вы по профессии. Начинать с образования и акцентироваться на достижениях по учебе не стоит – лучше рассказать о последнем месте работы и успехах на нем:

«Меня зовут Иван Иванов, я аналитик данных в сфере медицины. В последние три года я работал аналитиком в фармацевтической компании «Ромашка». От начинающего специалиста я за это время «вырос» до руководителя проектной команды. На основе собранных мной данных о портрете потребителя нашей продукции, компании удалось увеличить продажи одного из препаратов на 10%.

Сегодня хорошая погода, я ехал в трамвае… А вы как добрались?

✅ Не тратьте отведенное вам время на разговор ни о чем. Elevator Pitch – это не смол-ток и не беседа приятелей. Перед вами стоит конкретная цель – зарекомендовать себя перед работодателем, за три минуты охватить свой профессиональный путь.

Я работал в последние пять лет в компании «Природный ресурс». Она занимается добычей минералов, поставляет на мировой рынок кварц и апатит. Мы – поставщики для таких крупных компаний как «Ромашка», а свою историю компания берет с 1997 года.

✅ Уйдите от описательности – важно обозначить именно ваш опыт и достижения. Если вы лично вносили вклад в развитие бизнеса и расширение сети партнеров, расскажите, как вы это делали и какие инструменты использовали. Не стоит акцентироваться на истории компании и сфере ее деятельности в общем – на Elevator Pitch важнее всего ваша роль и результаты.

Мы делали много классных проектов, перевыполняли KPI.

✅ Говорите о себе, не стоит говорить обобщенно, во множественном числе или от лица компании. Важно, что делали и умеете именно вы, за что конкретно можете брать на себя ответственность.

Мне некогда ходить по собеседованиям, насколько вам нужен сотрудник, я настроен серьезно, а какие у вас планы?

Когда можно будет выходить на работу?

Когда я уже смогу приступить к своим обязанностям?

Я так понимаю, я уже принят, а беседа – это просто формальность.

На рынке вы никого лучше не найдете.

А что вы мне можете предложить?

✅ Elevator Pitch – этап знакомства. Не нужно сразу настаивать на трудоустройстве или вести себя так, будто вас уже взяли. Уверенность в себе – это отлично, но она не должна переходить грань и превращаться в нарочитые продажи. Нетактично настаивать на трудоустройстве и требовать, чтобы вас непременно взяли. О сроках выхода на работу и обо всех условиях уместно говорить на заключительных этапах собеседования. И, конечно, будьте тактичны. Дерзкий стиль не способствует тому, чтобы о вас составили положительное впечатление.

В среду мне важно заканчивать в 17:00. Два месяца в год я буду работать удаленно, чтобы проводить зиму в теплых странах. Могу приступить к работе, только если специально для меня приобретут пакет лицензионных программ.

✅ Elevator Pitch – не время выдвигать ваши требования. На этапе знакомства ограничения с вашей стороны помешают добиться цели. Elevator Pitch – точка входа к работодателю, который пока еще только оценивает вас. Это время нужно использовать, чтобы аргументировано представить свой опыт и компетенции, продемонстрировать мотивацию. И делать это нужно в максимально дружелюбной и комфортной для собеседника форме.

Я 5 лет работала в компании «Ромашка», за это время встретила там замечательных друзей и мужа. У меня было свободное время, чтобы плести украшения из бисера.

✅ Избегайте «лирических отступлений». Соблюдайте канву вашей презентации. Это поможет четко уложиться в хронометраж и сделать акцент на ключевых пойнтах. Не стоит полагаться только на импровизацию: «я знаю себя лучше всех, точно все расскажу». Без предварительного плана и репетиций есть риск запутаться, перепрыгивать с тему на тему, упускать мысль и не раскрыть главного, «уйдя» в частности. Но и заученная речь «со всеми оборотами» не будет вам в плюс. Нужно уметь чувствовать контекст и настроение собеседников.

Смотреть в пол, отводить глаза, ерзать, переминаться на стуле, говорить очень тихо или наоборот слишком громко.

✅ Рекрутеры обращают внимания не только на ваши слова, но и на невербальные сигналы. Очень многое о вас может сказать ваша поза, настроение, манера общения и тон голоса. Важно не допускать длительных пауз. Они указывают на то, что вы тянете время, не готовы к беседе и не расположены к общению.

Главная составляющая успеха спикера – спокойствие. Значительно помочь может прямая осанка и опора на обе ноги, дыхательные практики с глубоким входом. Воспринимайте Elevator Pitch как шанс – один из многих, а не единственный. Если вы будете считать встречу экспериментом, общение пойдет легче.

P. S. Мы разобрали приемы Elevator Pitch при личной встрече. О самопрезентации в переписке поговорим в следующий раз.