Найти тему

Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2023 году без ошибок: советы эксперта

Оглавление

Вместе с экспертом в сфере закупок, преподавателем Института повышения квалификации МГЮА Татьяной Песеговой разбираемся в изменениях законодательства о контрактной системе и рассказываем, как их учитывать заказчику при проведении закупок по 44-ФЗ в следующем году.

Источник: duma.gov.ru
Источник: duma.gov.ru

Планируем закупки и формируем план-график

Госдума уже приняла в первом чтении проект бюджета на 2023–2025 годы. Как и ожидалось, он будет дефицитным. Что это значит для заказчика?

• Когда государственным и муниципальным организациям — получателям бюджетных средств утвердят финансовые показатели, в течение 10 рабочих дней они должны будут сформировать планы-графики с учетом объема доведенных денег, который, вероятно, будет меньше, чем запрошенное финансирование.
• Все закупки на 2023–2025 годы, в том числе у единственного поставщика по
статье 15 46-ФЗ, нужно включить в план-график. Проводить закупки, не предусмотренные планом-графиком, запрещено.

Татьяна Песегова, руководитель управления обучения и развития ЭТП ГПБ, сертифицированный преподаватель, эксперт в сфере закупок
Татьяна Песегова, руководитель управления обучения и развития ЭТП ГПБ, сертифицированный преподаватель, эксперт в сфере закупок

«Лучше формировать план-график укрупненно: создавать объединенные позиции и включать в них несколько кодов ОКПД2. Это позволит не планировать детально каждую закупку, а рассортировать выделенные объемы финансирования на разные цели. Отдельные закупки у единственного поставщика в принципе планируются укрупненно путем заполнения ИКЗ и объем финансирования, это касается закупок, которые проводятся по основаниям из пунктов 4, 5 и далее части 1 статьи 93 44-ФЗ», — объясняет Татьяна Песегова.

• Опережающие закупки, которые будут разыграны до конца этого года, но исполнены в следующем году, должны быть включены в план-график на 2022 год с условием финансирования из средств 2023 года. При этом в плане-графике на 2023–2025 годы такие закупки уже не учитываются.
• Финансирование, заложенное в плане-графике, не должно превышать установленный лимит, иначе заказчик не пройдет казначейский контроль.

👉 Подробнее о требованиях к планированию — в постановлении № 1279.

Устанавливаем требования к поставщикам и их продукции

-3

Допуск иностранных товаров

С 11 октября 2022 года запрет на допуск иностранных товаров не применяется, если они закупаются для целей специальной военной операции, мобилизационной подготовки и мобилизации. Изменения внесены в подпункт «ж» постановления № 616 и связаны с постановлением № 1745. Оно обязывает субъекты и муниципалитеты по заявкам от Минобороны РФ закупать за счет собственных средств продукцию для обеспечения мобилизации: радиоэлектронику, запчасти, обмундирование, лекарственные препараты, продукты, средства личной гигиены и пр. При осуществлении таких закупок запрет на допуск иностранных товаров также не применяется.

Закупки у иноагентов

С 1 декабря 2022 года вступает в силу 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он предусматривает запрет на участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ иностранных агентов — физических и юридических лиц, общественных объединений, включенных в реестры иноагентов Минюста России. При проведении торгов заказчик должен отстранить такого участника или отклонить его заявку, а если контракт уже был заключен, расторгнуть в одностороннем порядке. Проверять участников на наличие статуса иноагента заказчик обязан самостоятельно.

Экологические требования к продукции

С 1 января 2023 года вступает в силу постановление № 1224. Оно обязывает заказчика указывать в техническом задании требования к объему вторсырья, которое используется при производстве ряда закупаемой продукции: бумаги, тротуарной плитки, мусорных контейнеров, удобрений и грунтов. Вести и актуализировать такой перечень будет Минпромторг России.

Готовимся к закупке

-4

Снижение до лимитов

Если заказчик на этапе объявления закупки понимает, что денег у него меньше, чем предусмотрено начальной минимальной ценой контракта, рассчитанной по коммерческим предложениям, он вправе снизить НМЦК до уровня выделенных лимитов. Эта возможность для получателей бюджетных средств предусмотрена статьей 72 Бюджетного кодекса РФ: она указывает, что любое контрактование и планирование должно осуществляться в рамках доведенных до заказчика объемов финансирования. Косвенный вывод о такой возможности также можно сделать из приказа Минздрава России № 450н. При этом стоит помнить, что подобная схема определения НМЦК является скорее возможностью для заказчика, а не руководством к действию.

Типовая гарантия

С 1 октября 2022 года вступили в силу изменения в постановление № 1005, согласно которым независимая гарантия для обеспечения заявки или исполнения контракта должна соответствовать утвержденной типовой форме. Гарантии, оформленные не по правилам, заказчик должен отклонять. Во всех остальных случаях стоит проверить:
• Идентификационный код закупки в независимой гарантии
• Соответствие гарантийной суммы условиям закупки
• Срок действия гарантии
• Дополнительную информацию, внесенную гарантом, на предмет соответствия общим нормам 44-ФЗ

Требования к аффилированности

С 1 июля 2023 года меняется формулировка требований к участникам закупок по пункту 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ, касающихся аффилированности. По новым правилам должностные лица заказчика, отвечающие за проведение закупок, а также их супруги, родственники по нисходящей и восходящей линии (в том числе усыновленные дети), братья и сестры, усыновители и прочие, не должны участвовать в закупке как возможные контрагенты.

«Рекомендую скорректировать требования к участникам, связанные с конфликтом интересов. И по всем закупкам, которые заказчик будет объявлять после 1 января 2023 года, включать обновленные положения в извещение», — советует эксперт.

Закрываем обязательства по контрактам

-5

Электронная приемка

С 1 октября 2022 года согласно постановлению № 60 заработали новые положения о ведении реестра контрактов. Что важно предусмотреть заказчику?

• Указать в контрактах срок, в течение которого поставщик, подрядчик или исполнитель должен сформировать, подписать и разместить в ЕИС документ о приемке.
• Не пропустить установленный в законе срок на приемку. Не позднее 20 рабочих дней с даты размещения в ЕИС документа о приемке заказчик должен подписать его со своей стороны, то есть принять товары, работы или услуги либо направить контрагенту мотивированный отказ
• Запомнить, что электронный документ о приемке, размещенный в ЕИС, заменяет все другие документы — бумажные копии больше не нужны. К учету бухгалтерия должна принимать данные, указанные в электронном документе о приемке.

Претензионная работа

С 1 июля 2022 года вся претензионная работа по контракту должна вестись с использованием функционала ЕИС. Это не право, а обязанность заказчика. В системе необходимо направлять требования о неустойках и вести любую претензионную переписку. При этом в силу ограничений по объему размещаемой в ЕИС информации часть переписки может осуществляться на бумаге.

Изменение условий контракта из-за мобилизации

15 октября 2022 года вышло постановление № 1838. Оно дает право по соглашению сторон изменять существенные условия контракта (срок исполнения, стоимость услуг и прочее) в случае, если контрагент или кто-то из его сотрудников был мобилизован. Главное — документально подтвердить факт мобилизации. При этом заказчик не может применять к такому контрагенту неустойки, а ФАС России не должна вносить его в реестр недобросовестных поставщиков.

ЭТП ГПБ приглашает на интенсив по госзакупкам «Для поставщиков 44-ФЗ». Всего за неделю наши эксперты помогут вам превратиться из новичка в специалиста!