Песня "строить и жить помогает", песня воспитывает. От того, какие песни слушает человек зависит то, как формируется его мировоззрение. Сильное воздействие музыки и песни на сознание человека – это аксиома. Её не нужно доказывать, ее можно только констатировать.
Мастер воспитательного фронта "ас" Макаренко сформировал оркестр сразу же, как только у него появилась такая возможность. Участие в оркестре стало привилегией, которую надо было заслужить.
Поговорим о патриотической песне. Разговор этот будет происходить на фоне до сих пор не прекращающихся обсуждений "грязного поклёпа"/"замечательного анализа" (кому как) песни Шамана "Я русский". Разговор будет состоять из двух частей. В первой я предложу целую подборку песен (за несколько статей) и попробую обосновать, почему, на мой взгляд, они лучше подходят в кандидаты на роль "патриотического воспитателя молодежи". Во второй сравню ситуацию вокруг Шамана с его песнями с более показательной, которая произошла около года назад.
Перед беседой надо зафиксировать несколько моментов:
- Я работаю с детьми и подростками и это позволяет мне быть в курсе их музыкальных предпочтений.
- Поэтому я знаю о многих направлениях в музыке, которую они слушают.
- У меня нет никакого музыкального образования, а ухо оттоптано медведем.
- Поэтому моя оценка сводится к образности, глубине смысла, стратегической широте и эмоциональному воздействию текста.
- И к "клипу" – оригинальному видеоряду, без которого текст оценивать нельзя.
- Также – к образу исполнителя и всему его творчеству в целом.
Итак, о Шамане я сам высказался исчерпывающе, многие другие выказались замечательно (например, вот тут), поэтому предлагаю свои варианты. Которые, к слову, можно было бы объединить в замечательный концерт, вместо того бреда, который нес там "главный дохтор из интернов" и сомнительных песенок.
На первое место, в знак уважения, (потому что исполнитель на войне; знает о чем поет) я ставлю песню "Моя спарта". Исполнитель Чичерина.
Из образности тут: "со щитом или на щите" – отсылка к древней Спарте, "гордый Варяг" – отсылка к Российской Империи, ну и сама "моя Спарта".
Глубина смысла: "вечное возвращение Ницше". Не самая лучшая философская идея, но в контексте воинского сословия она играет некоторыми новыми красками.
Стратегическая широта: "Я никогда не сдамся в бою, И что я никогда без боя не сдамся".
Эмоциональное воздействие: оно, на мой взгляд, среднее в отношении широкого слушателя. Потому что песня конкретна.
Что касается видеоряда, то тут выше всяческих похвал. В остальном творчестве Юлии, насколько мне известно, никогда не было ничего постыдного. Но это и не важно, – она ушла на фронт и этим все сказано.
К чему апеллирует текст песни? Явно не к ландшафтному патриотизму. Я бы сказал, что его основой является вера в воинское сословие в условиях "вечного возвращения". Такая постановка вопроса прямо указывает на особую элитарность людей, сражающихся за Родину. А элитарность, естественно, притягивает к себе всякого, кто допускает необходимость защищать Родину.
У Юлии когда-то были фанаты подросткового возраста, но сказать, что подростки сегодня ее слушают я не могу. С другой стороны, ее совершенно точно слушают люди 30-40 лет. Много людей этого возраста, которые мысленно откликаются на подобные идеи? Не думаю, что много. Но их качество, их "свежесть"!
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя.
Следующий исполнитель сильно отличается от Чичерины. Нейромонах Феофан – совершенно точно исполнитель молодежный. И вот его уже начинают слушать лет с пятнадцати, а верхний порог дотягивает до сорока.
Весь образ, видеоряд его клипов и большинство песен патриотичны. Да, большей частью они патриотичны той самой "ландшафтностью", в которой я обвинял Шамана. Но у него есть и кое-что помимо. А, кроме того, он выгодно отличается от "попсы" в сторону "Мужицкой силушки" и вообще в сторону русской культуры и фольклора.
Из образности тут: волокущая многое на своих плечах "мужицкая силушка", "Орда", "светло-ясна Русь" и "чужие цепи". Все образы отсылают нас к истории страны.
Глубина смысла: Она проста и убойна. Когда война – иди и защищай "край родимый свой", если ты мужик.
Стратегическая широта: На первый взгляд кажется, что ее тут нет. Песня как будто до предела "тактическая" и бытовая. Но когда воспринимаешь весь текст целиком, понимаешь, что так жили бесчисленные поколения наших предков до нас, так надо жить нам и так будут жить наши дети. Точка.
Эмоциональное воздействие: воодушевление и готовность.
Следующий исполнитель – Валерий Кипелов.
Исполнитель, всегда и до сих пор популярный среди молодежи. Я затруднялся с выбором песни: "Баллада о древнерусском воине" или "Непокоренный"? Но вспомнив, что в качестве одной из претензий к Шаману я высказывал ориентацию на национальность, решил выбрать вторую композицию. Хватит нам одного Феофана с его "светло-ясной Русью".
Ну, ответственно заявляю, что приведенный выше постер в целом отражает все творчество сначала группы "Ария", а потом и Кипелова. Вы не найдете там никакой женственности и слабости. И даже длинные волосы у мужчин – не очень однозначный мужской атрибут (хотя, можно вспомнить тех же викингов) – с лихвой компенсируются остальными мужскими образами.
Образность: без комментариев. Текст песни просто пронизан ею. Слушайте сами.
Глубина смысла: предельна. Город, как крепко спаянный единый коллектив, прошел через ужасающие беды и тягости и остался... Непокоренным.
Стратегическая широта: На мой взгляд в том, что город выстоял против Мрака и перешел в наступление. Речь идет, конечно же, о предельном Мраке.
Эмоциональное воздействие: сильное желание взять оружие и идти бороться с врагом сейчас же.
Песен много. Постараюсь уместить в следующую статью хотя бы еще несколько.