Короткий ответ на этот вопрос в последнем абзаце. Для лучшего понимания рекомендуем прочитать статью целиком.
Познание - это совокупность явлений и процессов приобретения знаний об окружающем мире, переработка внешней информации.
О каких же процессах мы говорим, когда называем термин "когнитивные процессы" или "познавательные процессы"?
В первую очередь мы включаем в эту категорию такие процессы и такие функции как: память, внимание, восприятие, мышление, принятие решений.
Когда же впервые мы обнаруживаем первое упоминание мозга и психики в истории?
Одним из таких документов-упоминаний является папирус Эдвина Смита, который назван по имени коллекционера, который выкупил данную бумагу 1862 году. Записан этот документ, который хранится в музейной коллекции, около 1700-1600 года до н.э.
И при этом папирус является копией, неким комментарием к более древней оригинальной рукописи, возраст которой около 3000-го года до н.э.
В нём были представлены описания случаев травм головы, способов лечения, а также первое описание черепных швов, мозговых оболочек, внешней поверхности головного мозга и спинномозговой жидкости.
Параллельно с этим около 2000-го года до н.э., полагают ученые, в Южной Америке активно практиковали трепанации черепа в качестве средства лечения и профилактики головных болей, психических заболеваний, например, таких как эпилепсия.
В то время как в древней индии около VI века до н.э. была написана "Сушрута-самхита", одна из главных книг аюрведы, где были заложены основы хирургии, а также трактат о медицине того периода, описательной трактат "Чарака-самхита", который описывал психические отклонения людей, рассматривал эпилепсию, симптомы и различные методы лечения.
Многие открытия о работе мозга были сделаны в рамках других наук - медицины и физиологии. Однако наука о мозге, нейронаука, стала самостоятельной академической дисциплиной только в XX веке.
Что такое нейронаука?
Нейронаука - это междисциплинарная область знаний, занимающийся изучением строения и функций нервной системы.
Основная задача нейронауки - изучение субстрата психической деятельности нашей психики, наших познавательных функций, механизмов, и ее порождений.
Нейронаука как самостоятельная научная область возникла именно во второй половине XX-го века как результат синтеза различных областей. Она стала междисциплинарным направлением, синтезом поведенческой нейронауки, нейропсихологии, нейрогистологии, нейроанатомии, а также достаточно сильное влияние на нее оказали другие дисциплины - философия, компьютерные науки, математика, медицина, биология и физика.
Мы можем говорить с вами о закономерностях изучения нервной системы и элементов нервной системы головного мозга на различных уровнях, начиная с самого низшего уровня до высшего уровня, физико-химического и молекулярного уровня переходя на гистологический уровень, уровень тканей, далее уровень передачи сигналов и нейронных сетей, взаимодействия между различными клетками и областями мозга, уровень управления базовыми поведенческими и физиологическими функциями до уровня управления когнитивными функциями как самого высшего уровня изучения нервной системы.
В современной нейронауке выделяют различные области, которые специализируются на изучении различных процессов:
- Социальная нейронаука ставит своей задачей изучить особенности, закономерности функционирования социальных процессов, закономерности мозговых механизмов, которые поддерживают различные аспекты нашего с вами социального взаимодействия, и вывести эти закономерности на уровень каких-то известных нам теоретических моделей.
- Также выделяют поведенческую нейронауку, клиническую нейронауку, которая позволяет нам анализировать закономерности работы мозга при различных патологиях, например, заболеваниях.
- Вычислительная нейронаука может дать нам возможность сформулировать некие вычислительные модели, компьютерные модели, и таким образом строить модели функционирования отдельных областей мозга или же отдельных процессов. Например, рабочей памяти.
- Когнитивную нейронауку, молекулярную нейронауку и также такие междисциплинарные направления, которые являются синтезом нейронауки и других дисциплин. Например, нейроэкономику, нейролингвистику. Нейроэкономику как науку о принятии решений, нейролингвистику как науку, которая занимается изучением мозговых механизмов построения речи и нашего языка.
К познавательным или когнитивным процессам относят внимание память, восприятие, эмоций, речь и также другие процессы.
Познание и закономерности познавательных процессов являются предметом изучения когнитивной науки или когнитивистики, предметом изучения нейронауки являются закономерности работы мозга.
Предметом изучения нейронауки являются закономерности работы мозга.
Как же соотносятся между собой нейронаука и когнитивная наука?
Когнитивная наука является современным междисциплинарным направлением исследований, сформировавшимся в середине XX века как синтез таких наук как: лингвистика, компьютерные науки, нейронаука, психология, философия и антропология.
Предметом когнитивной нейронауки является изучение мозговых механизмов познавательных когнитивных процессов.