Найти тему

Что изучает когнитивная нейронаука?

Оглавление

Короткий ответ на этот вопрос в последнем абзаце. Для лучшего понимания рекомендуем прочитать статью целиком.

Библиотека научных фотографий — KTSDESIGN/Getty Images
Библиотека научных фотографий — KTSDESIGN/Getty Images

Познание - это совокупность явлений и процессов приобретения знаний об окружающем мире, переработка внешней информации.

О каких же процессах мы говорим, когда называем термин "когнитивные процессы" или "познавательные процессы"?

В первую очередь мы включаем в эту категорию такие процессы и такие функции как: память, внимание, восприятие, мышление, принятие решений.

Когда же впервые мы обнаруживаем первое упоминание мозга и психики в истории?

Одним из таких документов-упоминаний является папирус Эдвина Смита, который назван по имени коллекционера, который выкупил данную бумагу 1862 году. Записан этот документ, который хранится в музейной коллекции, около 1700-1600 года до н.э.

Папирус Эдвина Смита
Папирус Эдвина Смита

И при этом папирус является копией, неким комментарием к более древней оригинальной рукописи, возраст которой около 3000-го года до н.э.

В нём были представлены описания случаев травм головы, способов лечения, а также первое описание черепных швов, мозговых оболочек, внешней поверхности головного мозга и спинномозговой жидкости.

Параллельно с этим около 2000-го года до н.э., полагают ученые, в Южной Америке активно практиковали трепанации черепа в качестве средства лечения и профилактики головных болей, психических заболеваний, например, таких как эпилепсия.

В то время как в древней индии около VI века до н.э. была написана "Сушрута-самхита", одна из главных книг аюрведы, где были заложены основы хирургии, а также трактат о медицине того периода, описательной трактат "Чарака-самхита", который описывал психические отклонения людей, рассматривал эпилепсию, симптомы и различные методы лечения.

Сушрута-самхита
Сушрута-самхита

Многие открытия о работе мозга были сделаны в рамках других наук - медицины и физиологии. Однако наука о мозге, нейронаука, стала самостоятельной академической дисциплиной только в XX веке.

Что такое нейронаука?

Нейронаука - это междисциплинарная область знаний, занимающийся изучением строения и функций нервной системы.

Основная задача нейронауки - изучение субстрата психической деятельности нашей психики, наших познавательных функций, механизмов, и ее порождений.

Нейронаука как самостоятельная научная область возникла именно во второй половине XX-го века как результат синтеза различных областей. Она стала междисциплинарным направлением, синтезом поведенческой нейронауки, нейропсихологии, нейрогистологии, нейроанатомии, а также достаточно сильное влияние на нее оказали другие дисциплины - философия, компьютерные науки, математика, медицина, биология и физика.

Мы можем говорить с вами о закономерностях изучения нервной системы и элементов нервной системы головного мозга на различных уровнях, начиная с самого низшего уровня до высшего уровня, физико-химического и молекулярного уровня переходя на гистологический уровень, уровень тканей, далее уровень передачи сигналов и нейронных сетей, взаимодействия между различными клетками и областями мозга, уровень управления базовыми поведенческими и физиологическими функциями до уровня управления когнитивными функциями как самого высшего уровня изучения нервной системы.

В современной нейронауке выделяют различные области, которые специализируются на изучении различных процессов:

  1. Социальная нейронаука ставит своей задачей изучить особенности, закономерности функционирования социальных процессов, закономерности мозговых механизмов, которые поддерживают различные аспекты нашего с вами социального взаимодействия, и вывести эти закономерности на уровень каких-то известных нам теоретических моделей.
  2. Также выделяют поведенческую нейронауку, клиническую нейронауку, которая позволяет нам анализировать закономерности работы мозга при различных патологиях, например, заболеваниях.
  3. Вычислительная нейронаука может дать нам возможность сформулировать некие вычислительные модели, компьютерные модели, и таким образом строить модели функционирования отдельных областей мозга или же отдельных процессов. Например, рабочей памяти.
  4. Когнитивную нейронауку, молекулярную нейронауку и также такие междисциплинарные направления, которые являются синтезом нейронауки и других дисциплин. Например, нейроэкономику, нейролингвистику. Нейроэкономику как науку о принятии решений, нейролингвистику как науку, которая занимается изучением мозговых механизмов построения речи и нашего языка.

К познавательным или когнитивным процессам относят внимание память, восприятие, эмоций, речь и также другие процессы.

Познание и закономерности познавательных процессов являются предметом изучения когнитивной науки или когнитивистики, предметом изучения нейронауки являются закономерности работы мозга.

Предметом изучения нейронауки являются закономерности работы мозга.

Как же соотносятся между собой нейронаука и когнитивная наука?

Когнитивная наука является современным междисциплинарным направлением исследований, сформировавшимся в середине XX века как синтез таких наук как: лингвистика, компьютерные науки, нейронаука, психология, философия и антропология.

Предметом когнитивной нейронауки является изучение мозговых механизмов познавательных когнитивных процессов.