Роман искренней любви с привкусом горечи, о котором судачили в Петербурге. Красивая сказка с печальным концом. Кто же его герои?
Никита Никитич Всеволожский (27.04.1846 – 25.03.1896) – аристократ, потомок старинного рода Рюриковичей, наследник большого состояния, носитель потомственного имени, начиная с прадеда – Никиты Афанасьевича Бекетова – фаворита Императрицы Елизаветы.
Никита Никитич был сыном Никиты Всеволодовича Всеволожского - гофмейстера, известного в столице литератора и театрала, приятеля Александра Пушкина, организатора литературного кружка «Зеленая лампа», а по исследованиям современных культурологов – возможного прототипа Евгения Онегина.
Материю Никиты Никитича была Екатерина Арсеньевна Жеребцова (1817—1868), сестра виленского губернатора Н.А.Жеребцова, построившего заново подмосковную усадьбу Алтуфьево. Формально она являлась дочерью Арсения Александровича Жеребцова, но в действительности была дочерью князя П.М.Волконского.
Родители нашего героя всегда жили на широкую ногу и не знали счета деньгам. При этом, по свидетельству современников, они, несмотря на колоссальное состояние, постоянно кредитовались. Одна из возможных причин этого – казино, как, например, в Висбадене, где Екатерина Арсеньевна в 1858 году проигрывала огромные деньги. За долги супруги были даже посажены в тюрьму.
Сегодня мы назвали бы такой образ жизни зависимостью. Тогда же такие неодолимые увлечения именовались страстью. Мать Никиты прожила всего 51 год и умерла, когда сыну было 22 года.
И вот пред нами наш герой. Пятьдесят лет его жизни вошли в историю не столько его материальным наследием, сколько «романом века» к актрисе Марии Гавриловне Подременцовой (Подременской) – Стремляновой -Савиной (30.03.1854 – 8 (21).09.1915).
Сведений о Никите Никитиче мало. В журнале "Новое Время" за 1896, № 7210, в связи с его кончиной, был размещен некролог, в котором фактически обрисован портрет этого человека:
«Вчера, в 11 часов вечера скончался Никита Никитич Всеволожский. Имя этого человека пользовалось большой популярностью среди известных кружков петербургского общества. Это был человек большого остроумия и значительного сатирического таланта. Аристократ по рождению, он когда-то играл роль в среде богатой петербургской, преимущественно военной молодежи и сохранил свои великосветские связи до конца дней. Прекрасный собеседник, он сыпал остроумными анекдотами и словечками, которые переходили из уст в уста. Владея стихотворной формой, он писал небольшие сатирические поэмы, где действующими лицами являлись современники, большей частью под собственными именами, а потому эти поэмы никогда и нигде не печатались, но многим известны наизусть и сохраняются в рукописях. Ни одного сколько-нибудь значительного события в большом свете, среди высшей администрации, не обходилось без сатирических выходок "Никиты Всеволожского" — так его обыкновенно называли. Он принадлежал к числу тех даровитых натур, которые как-то поневоле размениваются на мелкую монету, благодаря и состоянию своему и той рассеянной жизни, которую они ведут с самых юных лет. Но дарование сохраняет им отзывчивое сердце и ту общительность, которая не только в нашем, вообще довольно скучном и вялом обществе, но и во всяком другом обществе высоко ценится. Интересных людей мало, а покойный бесспорно принадлежал к людям интересным, к ходячей, может быть, не совсем разборчивой, но все-таки остроумной сатире, которая для будущей характеристики нашего общества сохранит несколько бойких и злых черт. В последние годы он страдал хронической болезнью, но умер от крупозного воспаления легких. Он недавно уехал в деревню, в Финляндию, где простудился и несколько дней боролся со смертью. Он был женат на известной артистке Императорских театров М.Г.Савиной.
Его сатирический талант сохранился в виде стихов, имевших распространение в Императорском яхт-клубе в 1892 году (РГАЛИ, ф.726, оп.1, ед.хр.37):
ТРИ ДЫРЫ
У Стамбулова на днях
Странный выстрел был в штанах:
Нашли рану у премьера
Ниже знака Камергера.
Он безумно сталь кричать,
Всех на помощь к себе звать;
Kaiser Franz, боясь измены
Выслал доктора из Вены:
Осмотрев премьера зад,
Францу врач так сплёл доклад
«Der Cтамбулов hat jetzt zirka»
In der задница zwei дырка!»
Моментально гражданин
Известил Frau Клементин,
Что все бугры Самарканда
Впредь холопы Фердинанда!
Сам Мита, нам стал грозить,
Что в Софiбудет жить, -
И клялся, что ждать два года,
Станет третьего прихода.
Есть сатира на г-на Витте:
Neanmoins
Когда был Витте юн и бес,
Он потерял на юге нос,
Его тогда же подобрали,
«Его на север ты возьми;»
«На всякий случай прикорми,»
«Ведь этот нос не Тенерифа,»
«Он пригодится для тарифа»,
«Которым ты, как финансист,»
«На век убил в кармане свист»
МОРАЛЬ für Damen
Ваш Анненков на днях ругался,
Что Витте с носом не остался1
МОРАЛЬ für Herren
Ведь Анненкова рвёт поносом
Что не остался Витте с носом!
на графа Л.Н.Толстого:
ЯСНОПОЛЯНЕЦ
С тех пор как постаревши, я
Живу в Поляне без порока,
Я сам пожаловал себя,
Высоким званием пророка!
Лишь только стали остывать
В моей душе любви волненья,
Я начал всем провозглашать,
И вред, и злоупотребленья.
Зачем мне посыпать главу?
Я грязен был всегда, как нищий; -
Вегетарiанцем я слыву,
Мясной, не избегая, пищи!
Статью Петровского храня,
Москва покорна мне златая,
Ослы там слушают меня,
Ушами, - радостно играя.
Когда, обутый в шумный град,
Прiйду чужими сапогами,
Тогда уж будет вновь богат,
Ильин, с своими дневниками.
Читайте! Вот письмо как раз:
Я Февраля двадцать второго,
Писал в Бегичевке для вас,
По приказанию Дурнова.
Вы мелким шрифтом все пишите
И вот, вы что потом скажите:
«Ведь это Daily переврал,»
«Я им совсем не то сказал.»
И пусть читает все в России
Ученье нового Мессiи,
Путем подпискою простой
На Daily-tele…
Лев Толстой.
Согласитесь, едко. Но ведь кто такой сатирик? Это человек, который видит мир по-особому. Как будто в глаз ему вставлен необычный хрусталик, который, как призма, разлагает, преломляет свет, подсвечивая именно изломы.
С таким взглядом на мир уживаться, наверное, не просто. Но это вовсе не значит, что дар такой лишает его носителя чистоты и искренности.
И этот дар не помешал Никите Никитичу искренне влюбиться в актрису, оставить ради нее карьеру и бросить к её ногам все свое состояние.
Как пишут исследователи, наш герой приехал к своей возлюбленной «с огромным букетом цветов, упал на колени и просил ее оказать ему честь и стать его супругой. Поначалу Савина приняла все за шутку, но Всеволожский был серьезен. Савина отказала, заметив: «Офицер может жениться только на бывшей актрисе, а на актрисе действующей может жениться только отставной офицер». Она не собиралась покидать сцену и думала, что вопрос исчерпан. Но ответ князя был для нее полной неожиданностью: «Мне ли этого не знать, несравненная? Я подумал: “Эх, была не была!” – и подал прошение об отставке».
Савина растерялась: его любовь к ней была так велика, что он отказался от своей карьеры. Она сделала последнюю попытку: «Никита… А твои друзья, твоя титулованная родня?..» Но князь уверенно ответил: «А что мне они? Пусть завидуют. Всеволожские, случалось, стояли близко к трону, но никто из них не брал в жены цариц. А я беру. Беру в супруги единодержавную царицу русской сцены. Ты согласна?». Марья, замирая от счастья, чуть слышно проговорила: «Да…»
А что же наша героиня? О своей жизни она, по совету И.С.Тургенева, в 25 лет написала мемуары, озаглавленные издателем «Горести и скитания».
Пережив трудные отношения родителей, разделение семьи и детей, провинциальная актриса из Каменец-Подольска превратилась в самую элегантную и изысканную столичную даму, с утончёнными манерами и в великолепных нарядах, отличавших ее безупречный вкус.
«В юности она сама шила себе сценические костюмы, поскольку актрис в провинции очень часто брали на службу "на своём гардеробе", а денег ей всегда не хватало.
В то время столичная театральная сцена стала своеобразным подиумом, где актрисы демонстрировали последние модные новинки, а женская часть публики им подражала. Главной пропагандисткой модной парижской одежды и стиля была Мария Савина. Она хоть уже и не шила сама, но лично придумывала свои сценические костюмы, так, её фантазией были созданы семь роскошных платьев для спектакля "Фру-фру". Дамы ездили в театр специально смотреть на её наряды и манеры, а потом копировали их». http://kstolica.ru/publ/zhzl/marija_savina_goresti_i_skitanija/20-1-0-529
Как напишет один рецензент: «Туалеты г-жи Савиной – это целая Дрезденская галерея».
Как отмечал критик Эфрос: «У Савиной был далеко не безупречной красоты голос, лицо Савиной далеко не было лицом красавицы. Но между голосом, между манерой говорить, лицом, жестами была какая-то совсем особая, вот именно безупречная гармония».
Считается, что у Савиной была изумительная способность «менять глаза». Ее глаза могли быть утомленными и мертвыми, веселыми и дерзкими, страдающими и любящими. И этим восхищались многие. «О, эти глаза! – восклицал актер Николай Ходотов. – Их силу, их обаяние всегда будут помнить и те, на ком они останавливались в минуты гнева, и те, кому сияли бесконечной милостью и доброй лаской».
Если в театре актерским амплуа Савиной было «инженю́» - образы наивных невинных девушек, то в жизни (при средних актерских данных, как отмечают исследователи) Мария Гавриловна поражала недюжей хваткой.
Молодой тогда актер Юрий Юрьев писал: «За кулисами велась борьба, борьба за власть, за влияние. Нужно было быть всегда начеку. Ее выдающийся ум, скорее, мужского склада, давал ей возможность хорошо ориентироваться в закулисной жизни. Она знала каждого наизусть, видела всех насквозь, предугадывала их намерения и вовремя нажимала необходимые кнопки сложнейшего театрального механизма, – и всегда выходила победительницей из каждого затруднительного положения, как самый искусный шахматный игрок».
Но жесткость Савиной имела и обратную сторону – благотворительность. Она многим помогала, в том числе деньгами и конкретными делами об устройстве в приют сирот, хлопотала о выплате пенсии и др. От Савиной остался памятник — Убежище для престарелых артистов – дом ветеранов сцены.
«Участок для Дома она присмотрела на Петровском острове, на берегу Малой Невки. Денег на покупку земли не было, но помогли случай, её слава и смекалка. Как приму Императорского Александринского театра её порой приглашали на дворцовые балы. И там счастливый случай свёл её с владельцем облюбованного участка, Савина завела разговор и, как бы между прочим, предложила представить его государю-императору. Понятно, купец обрадовался, а хитрая Савина подвела его к царю и представила как мецената и благотворителя, подарившего землю для Дома.
— Благодарю за щедрый дар! — сказал император и пожал купцу руку.Тому, ясное дело, деваться стало некуда, и вопрос с участком решился. Земля была узаконена и защищена царским указом, запрещающим её отчуждение от дома.» http://kstolica.ru/publ/zhzl/marija_savina_goresti_i_skitanija/20-1-0-529
Именно такой благотворительницей она запомнилась жителям Сивинского имения князя Всеволожского, когда она лечила больных детей, стариков и даже принимала роды, а также защищала перед мужем крестьян, виновных в самовольных порубках леса.
Жизнь Савиной в Сиве сегодня освещается большей частью в связи с ее перепиской с влюбленным в нее И.С.Тургеневым. Но это – отдельная тема.
Все же главным мужчиной в жизни актрисы стал именно Никита Всеволожский - офицер лейб-гвардии Конного полка, адъютант великого князя Владимира Александровича, как ни трагична была эта связь.
В Сивинской церкви 4 июля 1882 года 28-летняя Мария Савина обвенчалась с Никитой Всеволожским. «Уверена в своем счастьи, так как сцену не брошу и, переменив фамилию, останусь все-таки Савиной», – отметила она в записях той поры.
Четыре месяца в продолжении отпуска молодые провели в родовом имении Всеволожских. Всеволожский ее боготворил и баловал «чудесами».
«Однажды ей показалось, что в одну из многочисленных комнат имения солнце светит слишком ярко, не хватает тени. Она в разговоре с Никитой упомянула об этом и забыла. На следующее утро, проснувшись и выглянув в окно, она увидела березовую рощу. Оказалось, что по приказу князя деревья срубили ночью и воткнули в землю вокруг дома. В другой раз ей очень понравилась вековая ель, росшая на опушке леса неподалеку от имения, и по приказу его сиятельства в тот же день ель выкопали и посадили около дома». https://history.wikireading.ru/131046
Но хрустальной сказке не суждено было стать вечной. Живя в Сиве, муж пропадал на охоте. Семейные разногласия уже тогда стали нарастать, о чем свидетельствует письменное обращение жены к мужу, живущему с ней под одной крышей:
«Так как говорить с тобой нет никакой возможности, то я решаюсь написать, в надежде, что из этого будет какой-нибудь результат. Моя жизнь становится в полном смысле невыносимой. Ты с собаками своими обращаешься лучше, чем со мной. Я не знаю, чему приписать такое поведение, так как не чувствую за собой вины. Во все лето могу насчитать три-четыре дня, когда ты был ласков со мною, а то все сцены, грязные, при людях, самые обидные упреки и т. д. Ночью даже ты находишь нужным оскорблять меня, чтобы я не спала. Ты как будто задачу себе задал терзать меня. Что ты хочешь? Я больше терпеть не в силах – предупреждаю. Ты иногда глядишь на меня с такой злостью, что меня в холод бросает. Ты ненавидишь меня! От упреков кусок в горле останавливается. Мне ничего не нужно. Ты постоянно кричишь, что я мешаю тебе тем, что живу в Петербурге, а сегодня сказал, что из-за меня не можешь ночевать на охоте. Стало быть, я тебе помеха во всем, даже в твоем любимом занятии, за которое ты отдал все. Господи, что же это такое?! Неужели я внушаю тебе отвращение? Ради Бога, избавь меня от такого унижения. Ты свободен, делай что хочешь и забудь о моем существовании. Мне нужен ты, ты, каким ты был прежде, когда у тебя ничего не было. Я не твои фальшивые друзья, мне ненужны твои деньги. Если они тебе так нужны, я достану, я достану, как делала это прежде, но только успокойся. Будь проклято это золото, оно ослепило тебя и унесло мой покой. Я уеду, уеду, и никто тебе мешать не будет. Я отдала тебе всю жизнь и никогда не упрекала ни в чем».
https://iknigi.net/avtor-yuriy-bezelyanskiy/49946-vera-nadezhda-lyubov-zhenskie-portrety-yuriy-bezelyanskiy/read/page-11.html, Ю.Безелянский «Вера, Надежда, Любовь… Женские портреты».
Люди искусства живы общением. Творческая натура актрисы жаждала постоянной любви, как, наверное, и Анна Каренина от Вронского.
Но оба супруга, видимо, по-разному представляли себе семейное будущее.
Савина вернулась в театр. «Слава и известность, как ни морализуйте, для артиста – кислород. Это – его стихия, вне которой он не живет, а вянет» - считает Савина. При её напряженном графике работы общение с мужем, мечтавшем, что супруга оставит театр, стало редким. Он все больше времени проводил в Сиве.
Спустя еще некоторое время, он вновь стал играть в карты. При этом часто проигрывал и в итоге проиграл все свое имущество и залез в долги. Марья Гаврилова пыталась урегулировать ситуацию за свой счет. Но в итоге трогательная песня любви смолкла под напором тяжб и взаимный упреков:
«Я не знаю, Никита Никитич – удивляться мне или возмущаться Вашему поведению. До чего грязны Ваши поступки и письма. Я думаю Вы и сами теперь убедились. Обманув меня и выбранных Вами благородных свидетелей, Вы дали права нам не верить Вашему слову. Как же мне быть теперь? Со своей стороны я свято храню мои обещания и исполняю Ваши требования…» (по документам РГАЛИ).
Письмо М.Г.Савиной от 9 октября 1898 г.
«Никита Никитич,
Последние объяснения между нами, привели меня к окончательному убеждению, что дальнейшая совместная жизнь наша немыслима. Вполне сознавая, что главная причина разлада исходит от меня, я с готовностью соглашаюсь отвечать за все последствия моей вины, и тем получить свободу и независимость. Но, прежде чем решиться на такое унижение, я, привыкшая видеть в Вас порядочного человека, обращаюсь к Вам с последней просьбой. Считаю необходимым напомнить часть нашего последнего разговора и неосновательность Ваших упреков. Вы обвиняете меня в том, что мною распускаются слухи, будто Вы жили на мой счет и упадок Ваших дел в конец разорил меня, причем я лишилась через Вас весьма ценных вещей: бриллиантов и т.д. и даже некоторое время части содержания, получаемого мною от Дирекции Императорских театров. Меня крайне удивило, как Вы могли поверить, что-бы я, обязанная Вам в продолжении десяти лет всей роскошью которой на меня … , могли говорить и даже подумать что-нибудь подобное…»
23 декабря 1891 года М.Г.Савина получает развод: «Мне принесли официальную бумагу из Синода и... стыдно сказать, как я ни была готова к этому, я все-таки заплакала».
Зимой 1896 года Никита Всеволожский умер. О смерти бывшего мужа Савина узнала из газет и упала в обморок. Придя в себя, она оделась, взяла извозчика, и отправилась по указанному в заметке адресу. Современник Савиной записывал: «...А муж: к этому времени уже увлекся другой женщиной. Когда он вскоре умер, эта женщина не пустила ее к гробу. Дело было зимой. И Савина шла обратно несколько верст по глубокому снегу. Извозчика отпустила. А вечером она играла... Но, играя пьесу Потехина «Нищие духом», где героиню бросает любимый муж, она давала в третьем акте не только трагедию изображаемой ею женщины, но и свою личную...»
Жизнь подвела актрису к смене амплуа инженю.
Кто может судить Её Величество Любовь? Никто. Кто знает способы, как управлять Ею? Найдись такие люди, и все бы давно знали секрет вечной Любви. Но рецепта Любви нет. Но есть память. И Со-Чувствие. Ибо каждый из нас безропотно идет пленённым, послушным ребёнком вслед за Чувством, отключающем разум, идёт с искренней верой и надеждой на счастье.