И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков (Откр.15:5-7)
В первых публикациях канала уже говорилось о том, что книга Откровение есть величайшее и совершенное новозаветное свидетельство, представляющее новозаветную реальность в том числе и посредством образов, связанных с ветхозаветным богослужением при рукотворной скинии Моисея. Поэтому когда в предыдущих главах раз за разом упоминается нерукотворный Небесный храм (или буквально, или через особые «храмовые» атрибуты, т.е. Небесный престол, жертвенники, кадильницы и т.д.), — каждое из этих упоминаний имеет не только и даже не столько описательный, сколько богословский смысл, вне которого пророческие свидетельства Откровения просто не раскрываются.
При этом большинство посторонних для Церкви «толкователей», не имея возможности промолчать (ведь это означает расписаться в собственном бессилии), не способны мыслить в русле подобных смыслов (так как для этого необходимо рассматривать свидетельства Откровения в свете учения Истинной Церкви), — поэтому они вынуждены «подключать воображение» и заполнять «белые пятна» в своих толкованиях лжесвидетельствами, предположениями и фантазиями, большинство из которых настолько противоречивы и невежественны, что воспринимать их всерьез попросту невозможно.
(Конечно, среди самодеятельных толкователей встречаются и более осторожные, которые называют «толкованиями» простой пересказ текста своими словами, не озвучивая собственных утверждений и выводов, — но даже такая задача для пребывающих вне Церкви невыполнима, так как пересказать своими словами то, чего не понимаешь, не исказив при этом библейских свидетельств, еще никому не удавалось)
Так или иначе, если рассматривать «храмовые» образы Откровения исключительно в библейском смысле, можно заметить, что возвещаемое в главе 15 открытие и раскрытие нерукотворной Небесной скинии прямо соответствует свидетельству «и отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» из главы 11, причем пророческое единство этих утверждений намного шире и намного глубже, чем их формальное подобие.
Так, например, «открытие храма» и явление в открывшемся храме ковчега завета совершается при последней седьмой трубе, когда «царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15), после чего звучат слова «и пришел гнев Твой» (Откр.11:18), — поэтому нет сомнений, что последние события главы 11 соответствуют Второму Пришествию Спасителя, которое положит конец всей бесславной истории мирового царства нечестия.
И точно такой же смысл имеет прорисованный в главе 15 торжественный выход из открывшегося храма семи Ангелов с чашами, — ведь эти Ангелы изливают в мир последнюю ярость Божью, что в точности соответствует свидетельству «и пришел гнев Твой» из главы 11 и знаменует библейский «конец времен». Причем весьма знаменательно, что «чистые и светлые льняные одежды», как и «золотые пояса», в которые облечены выходящие из открытого храма величественные Ангелы, являлись атрибутами одеяний первосвященников (Исх.28:8, Исх.39:5, сравн. – Дан.10:5, Откр.1:13) и согласно уставам рукотворной скинии должны были использоваться исключительно внутри храма (т.е. в обычных обстоятельствах первосвященники в таких одеждах из скинии не выходили, сравн. – Исх.28:39-43, Лев.6:10-11, Лев.16:23-24, Иез.44:19 и т.д.). А поскольку именно первосвященники представляли в народе высшую духовную власть, — видение семи Высших Ангелов в священных льняных одеждах, вышедших из открытого Небесного храма с золотыми «храмовыми» чашами (рукотворные прообразы которых были предназначены для возлияний, Исх.25:29, Исх.37:16), свидетельствует о «великом и чудном» (Откр.15:1), т.е. об уникальном и чрезвычайном по масштабу и по значимости событии, подобного которому никогда ранее не случалось.
Более того, то обстоятельство, что вручает золотые чаши семи Небесным Властям одно из четырех животных, на которых утверждается Небесный престол, — видения главы 15 (и подобные им видения из Откр.19:1-4) приводят к смысловой полноте всю «храмовую» линию образности, которая берет начало в главе 4 от Небесного престола и Сидящего на престоле и завершается свидетельствами об открытии Небесного храма, которое потрясает весь без исключения обитаемый мир.
(Конечно, если руководствоваться исключительно формальной логикой, можно предположить, что Небесный храм откроется дважды в разное время, — однако в соответствии с той же логикой после седьмой трубы и Второго Пришествия Спасителя излияние «семи чаш гнева» невозможно, так как при таком сценарии эти чаши гнева будут изливаться не на царство нечестия, а на царство Христа, Откр.11:15.
А излияние семи чаш задолго до седьмой трубы и Второго Пришествия Спасителя не оставит гнева и ярости для суда Последнего дня, ведь последние чаши гнева представлены числом «семь», а «семеричная полнота гнева» прямо свидетельствует о том, что после «опустошения» семи золотых чаш ни наказания, ни суды более не совершаются)
При этом можно отметить, что ни «гнев», ни «ярость» даже в образном смысле не нуждаются в неких сосудах, предназначенных для их «хранения» и «транспортировки», — так что у семи «наполненных» чаш должно быть некое «видимое» и одновременно «храмовое» содержимое, имеющее не абстрактный, а достаточно буквальный смысл.
А с учетом того, что многие библейские пророчества связывают «излияние» гнева и ярости с образами «огненного суда», — есть основания предполагать, что «видимое содержимое» семи чаш представляет собой не некую «абстрактную ярость», но небесный поядающий огонь, сравн.:
Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом (Ис.66:15-16)
Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих (Пс.20:10-11)
Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли (Соф.1:18)
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля (Соф.3:8)
Поэтому именно так предлагает воспринимать «буквальное» содержимое семи чаш и проф. Лопухин:
А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня (Пс.78:6; Иер.10:25), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем
Кроме того, весьма знаменательно, что в главе 15 книги Откровение Творец и Вседержитель во второй раз именуется «Живущим во веки веков», что с учетом первого такого упоминания, связанного с клятвой Ангела из Откр.10:5-7, и такой же клятвой из книги пророка Даниила, прямо свидетельствует об исполнении в семи чашах Откровения обеих торжественных клятв, заверенных в священных текстах Вечным Божественным Именем и посвященных Второму Пришествию Господа и Спасителя, сравн.:
И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан.12:6-7)
А поскольку клятва из главы 10 книги Откровение возвещала, «что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр.10:5-6), — повторное именование Вседержителя «Живущим во веки веков» именно в момент выхода из храма семи Ангелов с чашами свидетельствует о том, что семь чаш последнего гнева прямо связаны с последней седьмой трубой и возвещают не просто вселенские бедствия, но совершение величайшей Божественной тайны и тот самый Последний суд, с которым закончит свое существование все ветхое творение.
(В следующих публикациях будет обсуждаться еще одно свидетельство, представляющее события семи чаш с последней яростью Божьей не «растянутыми во времени», но происходящими в «день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его», Рим.2:5, сравн. – Пс.109:4-5, Ис.13:13, Соф.1:15-18, Откр.6:17 и т.д.)
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Почему никто не сможет войти в Небесный храм, пока не окончатся семь последних язв? (Откр.15:8)
Предыдущая статья: Кто стоит на стеклянном море, смешанном с огнем, и поет песнь Моисея и Агнца? (Откр.15:2-4)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #отверзся храм скинии свидетельства на небе, Откр.15:5 #и вышли из храма семь Ангелов имеющих семь последних язв, Откр.15:6 #ангелы с семью золотыми чашами, наполненными гневом Бога, Откр.15:7