Символы правят миром. Часто мы можем слышать такое выражение в контексте геральдики, иногда таким аргументом пользуются сторонники конспирологических теорий, которые во всём ищут руку масонов, политических элит, религиозных лидеров. Тем не менее, символы действительно значат многое в нашей жизни – они дают нам веру, надежду, определяют нашу принадлежность к той или иной общности. Трудно представить вообще всю человеческую цивилизацию без символики. С её утратой потерялась бы и довольно большая часть социума и общественной культуры.
В прошлом символы имели ещё более важное значение, чем в настоящем. В доцифровую эпоху, когда связь между людьми была слабой, не было достаточного количества источников информации, символы позволяли буквально «прочитать», например, всю информацию о конкретной семье – именно так появилась геральдика, которая используется и в наши дни. Что касается войн, то символам на полях сражений придавалось ещё большее значение. Ещё с древности в боях стал выноситься стяг, который был священен – потерять его не только было плохой приметой и дурным предзнаменованием, но и зачастую воин, который утратил боевое знамя, карался смертью.
Свастика.
Один из самых известных символов современности – это свастика. Это одновременно притягивающий, и в то же время запретный символ, поскольку именно этот мотыг образный крест был нанесён на флаги всех фашистских боевых подразделений. Под этим знаменем происходили лагерные опыты над людьми, со свастикой на рукавах немецкие солдаты шли по нашей земле. После Нюрнбергского процесса символ был подвергнут остракизму и в настоящее время его демонстрация, или по крайней мере демонстрация с целями пропаганды, запрещены во многих развитых и развивающихся странах мира.
Однако появилась свастика не в двадцатом веке, а задолго до того, как Гитлер пришёл к власти. Первые её изображения находили на костях мамонтов, которые были обнаружены во время раскопок, а первое чёткое изображение датируется восьмитысячным годом до нашей эры. Крест с загнутыми под прямым углом концами являлся основным мотивом древнегреческих, древнеримских, славянских, готских орнаментов, которые наносились на посуду или одежду. Принято считать, что первоначальное значение этого символа – солнце и его лучи.
Такие символы встречаются и у англичан, которые называют его «многоножкой», и у буддийских народов, для которых знак имеет сакральное значение, а его название обозначает «вихрь». Мало кто может подумать, что части Красной Армии тоже имели отношение к этому символу и носили его на своей военной форме. Дело в том, что после распада Российской империи и образования нового государства, войска стали формироваться из солдат, принадлежащих к тем этносам, которые раньше чаще всего были вообще освобождены от воинской повинности. Они жили обособленно, не интересовались политикой, и войны России для них ничего не означали ни в практическом, ни в идеологическом плане.
Свастика в красной армии.
Но Советской России нужны были солдаты, и многолетняя традиция была отменена – калмыки, буряты, эвены, эвенки, ханты, манси – из всех них стали формироваться красноармейские конные и пешие отряды. Встал закономерный вопрос о том, каким символом будут наделены части, сформированные из представителей коренных этносов. Командующим калмыцкими частями тогда был Василий Иванович Шорин – свою карьеру он начал с царской службы, участвовал в Первой мировой, после революции сразу перешёл на сторону большевиков. Как царский полковник, он был образованным человеком и понимал, что красная звезда или иные советские символы совершенно безразличны для коренного населения. У этих людей и без того не было мотивации идти в бой за советскую власть, а тем более и под совершенно чуждыми отличительными знаками.
Калмыцкая свастика.
Тогда и был подписан Шориным указ, в соответствии с которым калмыцкие части носили шеврон, на котором помимо небольшой красной звёзды изображалась ещё и свастика, или лунгт - для народа, вероисповеданием которого веками был буддизм, знак вихря имел большое идеологическое значение, это был своего рода талисман, который мог и поднять бойцов в атаку. Чуть позже примеру Шорина последовали и командиры бурятских частей, где тоже служили преимущественно буддисты. Такая практика сохранялась там до тех пор, пока лунгт не стал символом сначала немецкого национализма, а потом и вовсе нацизма – после этого шевроны были заменены на знаки различия с общепринятыми «советскими» символами.
История богата такими поворотами судьбы – что сегодня почётно и уважаемо, завтра запрещено и презираемо. Кто знает, какое будущее ждёт наши с вами сегодняшние ценности, те установки, которыми мы пользуемся по жизни? Возможно ли, что они будут подвергнуты забвению? Сейчас это почти не представляется возможным.