Продуктовый ритейл пережил несколько крупных периодов становления:
- конец 90-х годов - появление дискаунтеров Магнит и Пятерочка. Первые магазины были темными, мрачными, неудобными. Но инновационными на тот момент. Ассортимент, низкие цены (по сравнению с частными торговыми точками), возможность купить все и вся. Психологический момент: Ты сам берешь товар)))
- нулевые. Расцвет гипермаркетов. Резкое увеличение количества личного транспорта, способствующее посещению этих точек. Огромный ассортимент (от телевизоров до спичек). Готовая продукция! И мода на недельные затарки продуктами.
- также нулевые - 10-е года. Расцвет множества региональных сетей. И последующая их скупка федеральными. Начало поглощения среднего бизнеса.
- вторая половина 2010-х годов. Окончательное становление двух монстров: Магнита и Пятерочки. Максимальный расцвет этих сетей. На 2-3 года.
- 2019 - 2022 года. Появление и развитие так называемых "жестких" дискаунтеров.
- 2022 - ....... Закат лидерства Магнита и Пятерочки...?
Наш продуктовый ритейл ждет революция. 2-3 года назад у нас стало резко тяжело большим форматам - гипермаркетам. Магазины у дома стали иметь ассортимент 5000+ уникальных позиций. Почти в каждом доме в мегаполисах сел какой-либо крупный игрок из сетей. Широкое развитие получили Озон и Маркет. И необходимость в Гиперах отпала. Нужны продукты? Спуститься на первый этаж, купить все необходимые продукты. Нужен Телек? Озон в помощь. Резко подтянул пояса Окей. Свернули проект Карусель. Резко аннигилировались Ряды (хотя они то начали двигаться в правильном направлении). И процветать осталась только Лента. Но о ней в другой раз.
2020 год. Ковид. Первый звоночек. Широкий переход на онлайн-торговлю. Но пока федеральные игроки еще держатся: пропавший покупательский трафик компенсируют в онлайне.
2022 год. Резкий взлет нового формата: жесткий дискаунтер.
Самый известный пример - федеральная сеть Светофор. Будете смеяться, но образование этой сети датировано 1955 годом!) Обязательно будет статья.
Также на Северо-Западе есть очень интересная перспективная сеть: Семишагоф. Оформление магазина у дома, но совсем другие приоритеты и ценности.
Ну и ближайший конкурент: Доброцен. Считается самой динамично развивающейся сетью в стране, с наибольшим приростом в торговых площадях и продажах.
Если Семишагоф мы оставим на потом, то давайте посмотрим, что такое жесткий дискаунтер:
Сама концепция жесткого дискаунтера подразумевает экономию на всем:
- аренда. Арендуются ангары, складские помещения и прочие постройки. Как правило, промзоны. Расположение вдоль дорог. В подавляющем большинстве за пределами населенного пункта. Какова выгода? Средняя Пятерочка, снимающая помещение в СПб примерно 1000 кв.м. платит порядка 1,5-2 млн рублей. Светофор за подобные площади (и больше) в области платит 400-500 тысяч рублей.
- Оборудование. Федеральные сети платят миллионы рублей на стеллажку, холодильное оборудование, рекламную навигацию и прочее. В Доброцене все проще: складские трехъярусные стеллажи по стенке. Холодильная камера площадью 40-50 кв.м., где мы товар продаем, храним. Один компрессор на магазин)))
- персонал. Никаких планограмм, схемограмм и прочей лабуды. Приехал паллет товара - вскрыли верхний ряд, налепили цену и торгуем))) Экономия на выкладке.
- товар. Жесткие дискаунтеры выдерживают такие цены за счет закупки огромными объемами. Не редкость, когда в такой магазин приходит около 15 000 дошиков - 3 паллета. Ну и остальное в таком роде.
- условия для персонала. Мы не увидим светлых столовых. Отдельных раздевалок. Там небольшие вложения, но все равно экономия. Условно говоря, это кусок, отделенный гипсокартоном от остальной площади.
- неконкурентоспособные зарплаты. Не буду скрывать, но любой сотрудник розницы в подобных дискаунтерах получает меньше, чем в федеральных сетях.
- программное обеспечение. Пятерка пользуется в магазинах бесплатным софтом. А любой сотрудник офиса работает на ноуте стоимостью 100 000 рублей, пользуется официальной версией Вин10, официальным Офисом и прочими плюшками. Денег на это уходят миллионы. В Доброцене же весь софт БЕСПЛАТНЫЙ. Ноуты личные. Расходов на ПО ноль.
Что мы по итогу имеем:
Низкий ценник. Условно говоря, что вы покупаете в Пятерочке по Акции, здесь вы можете купить по регулярной цене. И по сути это единственное преимущество подобных сетей.
Но будущее именно за ними. Жесткие дискаунтеры изначально планировали иметь целевую аудиторию - беднейшие слои. Но 2022 год все поменял. И часть среднего класса также уходит у ним. Значительному слою населения сейчас нужно одно: низкие цены. Им не нужен горячий кофе в магазине. Не нужны булки, которые так активно пекут федеральные сети. Не нужен высокий уровень сервиса. Только возможность купить дешевле.
Давайте будем откровенны: 70% продающегося там товара - это откровенный хлам. Но есть остальные 30% нормального товара, которые продаются в федеральных сетях.
Недавно общался с директором дивизиона Пятерочки: он сильно переживает, что инфляция превышает 20%, а лайк (текущий год к предыдущему) почему то +5%. А ряд торговых точек и вовсе показывает отрицательную динамику. Он прекрасно понимает, что инфляция в 25% не гарантирует рост среднего чека в 25% (люди то на 25% получать больше не стали))); понимает причину оттока покупателей. Но сделать то ничего не может. Но Москва то требует)))
И гвоздь в крышку гроба: уходят десятки компаний из страны. Освобождаются площади. Кому они нужны??? Да особо никому. Коммерческие площади резко дешевеют. Их никто не хочет занимать. И тут вступают в игру наши жесткие дискаунтеры: Светофор и Доброцен. И теперь мы находимся не в промзоне в Усть-Задрищенске, а в городе)))
И вот пример: главный ТРК города Волхова занимает Доброцен:
Ну и кульминация: в городе Сосновый бор формат Магазин у Дома занимает Доброцен. Вместо убыточной Пятерочки...
Что творится в этих сетях в операционном плане - это отдельная тема для разговора. Но факт остается фактом: говноангары откусили кусок рынка. И все идет к тому, что откусят еще...