Найти в Дзене
Элек.ру

Как появился троллейбус. Краткий экскурс в историю

Многие пытливые умы до сих пор бьются над вопросом, что появилось раньше — курица или яйцо, хотя ответ лежит на поверхности, и найти его можно с помощью истории, логики и шаманского бубна (последний нужен для придания весомости своей доказательной базе). К счастью, в электротехнической сфере таких неоднозначных недосказанностей нет, и выяснить, какая современная технология появилась первой, не составляет труда.

Итак, сегодня мы вам попробуем рассказать о том, откуда взялся троллейбус, с чего начался его непростой путь и кто имел к этому самое непосредственное отношение.

Для начала взгляните на картинку

Кто-то на чём-то едет куда-то. Ну или стоит где-то
Кто-то на чём-то едет куда-то. Ну или стоит где-то

Если смотреть на неё внимательно, то видно как несколько достойных мужей сидят в карете без лошади, к которой от линии электропередачи протянут контактный провод — это Electromote. Именно он стал предтечей каноничных троллейбусов, бороздящих сегодня городские просторы и перевозящих всех желающих оттуда сюда.

Electromote создал германский инженер-изобретатель Вернер фон Сименс. Считается, что идею изобретения в пытливый ум Вернера заронил его брат — Вильгельм, проживающий в Англии. Свои «подсаженные» умозрения Вернер озвучивал так: берём восьмиколёсную тележку (Kontaktwagen), которая затем катится по двум контактным и расположенным параллельно проводам 550-вольтной линии электропередачи, от тележки к повозке спускается гибкий контактный провод, питающий два электромотора мощностью 2.2 кВт. А те уже через цепную передачу приводили в движение тележку.

Эксперимент начался 29 апреля 1882 года. Но прорыва в этот раз не случилось, потому что в ход последующих испытаний постоянно вмешивалась природа — с её подачи нередко поддувал сильный ветер и немножко перехлёстывал провода, что закономерно приводило к чему? Правильно, к «козе». Поэтому экспериментальная линия просуществовала очень недолго — уже 13 июня 1882 года «покатушки» туда-сюда на электроповозке прикрыли. Кстати, линия, созданная компанией Siemens & Halske, располагалась в предместье берлинского Галензе.

В этом же году, но уже в самой демократичной стране мира бельгиец Шарль Ван Депуле официально запатентовал «троллейбусный ролик» — токоприёмник, представляющий собой штангу, оканчивающуюся роликом. Более надёжное токопроиёмное устройство смогли создать только через 6 лет. В 1888 году его представил и внедрил в трамвайную сеть Фрэнк Спрейг, однако на троллейбусы его токоприёмники попали лишь в 1909 году. Это сделал Макс Шиманн, и именно его система, периодически дорабатываемая и совершенствуемая, дожила до наших дней.

Если говорить о нашей стране, то в России первый «рогатый автобус» испытали в Петербурге, на заводе «Фрезе и К°» 31 марта 1902 года. Стоит отметить тот факт, что первую отечественную троллейбусную линию Новороссийск — Сухум предложил создать в 1904-1905 годах российский инженер В. И. Шуберский, но предложение в сердцах власть имущих персон отклика не нашло, хоть и было крайне скрупулёзно проработано. Поэтому впервые колёсный электротранспорт, подключённый к электросети через «рога» заработал, где бы вы думали? Правильно, в Москве. Правда, не ранее, чем через 28 лет после предложенного Шуберским проекта.

Ну а потом всё как-то быстро завертелось: пятилетки, догонялки, перегонялки, бурное развитие промышленности и технологий, и троллейбусы стали появляться повсеместно. Хоть они и не стали квинтэссенцией популярности, уступив с большим отрывом трамваям, автобусам, метро и другим видам наземного транспорта, в том числе и самому экологичному «одиннадцатому номеру» (это ноги, если что), но всё таки определённую любовь граждан приобрели. Кроме троллейбусовожатых — они их ненавидели, мы гарантируем это, ибо малейший зевок, и контактные штанги покидали «насиженные места», троллейбус останавливался, а пассажиры негодовали, опаздывая на работы, встречи, свидания и куда там ещё принято опаздывать, ожидая, пока водитель снова всё поставит на место.

Хотите почитать ещё чего-нибудь интересного? Тогда вам сюда.