Аферисты умудряются выудить у российской элиты миллионы.
Сегодня жертвами телефонных мошенников могут стать не только простые вкладчики, но, как выяснилось, на их удочку попадают — работники банковской структуры, финансисты, экономисты и даже родственники известных менеджеров.
Аферисты, используя мобильную связь, умудряются выудить миллионы рублей у тех, кто, казалось бы, в той или иной мере знаком с азами банковской безопасности и должен бы насторожиться при звонках незнакомцев.
Об использовании жуликами различных приёмов рассказали эксперты, опрошенные ForPost.
В таком «элитном» списке оказалась и дочка пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Она сама сообщила телефонным мошенникам ПИН-коды своих банковских карт. Её счета тут же опустошили.
«Золотой» жертвой оказался и 62-летний начальник охраны первых лиц Альфа-Банка. Он отнёсся с доверием к звонку якобы «сотрудника ФСБ» который благородно предупредил о «попытке взлома лицевого счёта» охранника. После чего тот немедленно оформил кредит на сумму 3,7 миллиона рублей и перечислил его на счёт афериста.
Пополнила данный «элитный» список и 20-летняя дочь экс вице-президента Газпромбанка. Она перевела на счёт липовых банковских сотрудников денежные средства в сумме 49 миллионов своих кровно заработанных рублей.
На удочку пройдох попалась и 22-летняя сотрудница банка ВТБ. Они представились сотрудниками безопасности ЦБ РФ. По их легенде, они ищут преступников, работающих в Центробанке. Получив от самой «жертвы» сведения о состоянии её счетов, они принудили её перечислить 320 тысяч рублей на подставные счета.
Следующая сотрудница банка ВТБ, занимающая должность помощницы старшего вице-президента банка, после разговора с мошенниками, представившимися представителями ЦБ РФ, перевела им пять из шести миллионов рублей, оформленных в кредит в своём же банке. Таким образом, преступникам удалось «развести» её с помощью «истории» о прохвостах якобы оформивших на неё кредит. Поэтому противостоять им можно, только зачислив все свои деньги на счёт Центробанка.
Ещё по теме: Как западные санкции помогают мошенникам разорять россиян
Руководитель общественной организации Севастополя «Защита интересов граждан» Антон Афанасьев считает, что мошенники применяют в своей практике знания социальной инженерии. То есть они попросту манипулируют людьми. И в этом жулики очень преуспели, став настоящими профессионалами. Похоже, что этому ремеслу злоумышленников обучают психологи.
По словам Антона Афанасьева, он общался с ними. Они представлялись то сотрудниками правоохранительных органов, то представителями банков, причём тех, в которых у нашего собеседника никогда не было счетов.
«Я изучал их характер поведения — исключительно работа на психологии: на страхах, боязни и убеждении, что «это не больно», «нестрашно», «мы сейчас всё решим и вам никуда бежать не надо».
Похоже, что мошенники действуют не «с коленки», полагает Антон Афанасьев. У них на каждый случай мошенничества есть «карта поведения».
«Они смотрят по «ветке событий», как им правильнее, лучше вести разговор», — уточнил Афанасьев.
Аудитор-эксперт Аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» кандидат экономических наук Ольга Разина также придерживается мнения, что в случаях с банковскими мошенничествами используется социальная инженерия.
При этом зачастую манипуляторами являются бывшие сотрудники спецслужб, банков и коллекторских агентств.
По словам Разиной, злоумышленники действуют согласованно. Они «работают» по «скриптам», то есть по формам обращения к жертвам, по заранее согласованным сценариям.
Сценарий «запугивания жертвы» они запускают не только в отношении неискушённых граждан. Сотрудники финансовых структур, которых манипулятор знает лично или получил о них информацию от третьих лиц, тоже подвергаются обработке через этот сценарий. А поскольку манипулятор слишком хорошо знает жертву, то даже финансисты не могут определить угрозу мошеннических действий.
К тому же бывает и так, что сотрудники кредитной организации «продают» конфиденциальную информацию о счетах своих коллег, рассказала аудитор-эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем».
Ещё по теме: Как россиян кодируют от кредитной зависимости
Причиной, по которой даже компетентные люди попадаются на уловки мошенников, служит использование последними «когнитивных ловушек», отметил руководитель консалтинговой компании «Эксперты бизнес-планирования» (Москва) Николай Журавлёв.
«Когнитивные ловушки» — это некоторые шаблоны мышления человека. В обычной жизни они помогают мозгу принимать быстрые решения и делать определённые выводы при получении той или иной информации. Но бывает и так, что в некоторых случаях они приводят к принятию ошибочных решений.
По словам Журавлёва, «когнитивная ловушка» будет отсеивать любые имеющиеся противоречия, которые не будут соответствовать тем или иным позициям, уже имеющимся по тому или иному вопросу в мозгу. Именно поэтому и невозможно никого переубедить логическими аргументами в споре.
К примеру, если человек с самой первой минуты разговора поверил, что разговаривает со следователем или представителем Сбербанка, то он и дальше будет воспринимать все аргументы мошенников, игнорируя их подозрительное поведение.
«После этого они начинают сообщать своим «мишеням» логически непротиворечивые факты. Однако поскольку отправная точка логики «звонок следователя» неверна, вывод, к которому они приходят «надо выполнять полученные инструкции», также ошибочен», — пояснил он.
И здесь уже не имеет значения квалификация человека, к которому обратились мошенники. Если они смогли произвести первое впечатление, то далее жертва уже убеждена в том, что звонящий — именно тот, кем представился, подчеркнул глава «Экспертов бизнес-планирования».
Тем не менее, по мнению кандидата экономических наук Ольги Разиной, злоумышленники по-разному подходят к обычным гражданам и «спецклиентам». Ведь формы обращения к жертвам будут зависеть от той информации, которая известна о жертвах, пояснила она. Ведь подобные сведения уже исключат «глупые» вопросы мошенников специалистам из финансового сектора. Для профессионалов они подготовят другие методы и приёмы манипулирования.
«Так называемый «психологический портрет» жертвы даёт возможность использовать различные варианты введения в заблуждение и запугивания — от разглашения конфиденциальной информации до личных угроз разрушения деловых и профессиональных связей», — уточнила Разина.
Ещё по теме: Пандемия стала новым способом выманить деньги
В прошлом году ЦБ России было заблокировано более 179 тысяч телефонных номеров, которые мошенники использовали, чтобы похитить у россиян их сбережения.
За прошедший год зафиксировано 83,9 тысячи хищений средств граждан, что составило 1 миллиард 971 миллион рублей.
Обманщики смогли убедить клиентов тех или иных банков перечислить деньги через банкоматы или терминалы. Средняя сумма, которую «увели» плуты — 23,5 тысячи рублей на одного вкладчика.
Злоумышленники использовали их обычный сценарий, то есть звонки якобы от «службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», а также от автоинформаторов и роботизированных помощников.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.