Найти в Дзене
Военно-технический сундук

В 1943-1944 гг. 500 немецких планирующих бомб вывели из строя целый вражеский флот в составе 72 кораблей

К концу Второй Мировой войны немцы изобрели и успешно применили в бою совершенно новый тип оружия – планирующую бомбу, с помощью которой люфтваффе утопили 11 крупных боевых кораблей союзников и тяжело повредили еще 21, и это не считая почти 40 транспортов и торговых судов. Таким образом, на вывод из строя 72 кораблей противника было затрачено всего 500 относительно дешевых бомб, причем по целям попало 215. Но дальше развивать это оружие Гитлер не стал, а сразу потребовал переходить к производству крылатых и баллистических ракет.

Художественная реконструкция потопления итальянского линейного корабля "Roma" германской планирующей бомбой Fritz-X
Художественная реконструкция потопления итальянского линейного корабля "Roma" германской планирующей бомбой Fritz-X

Спору нет – немцы в техническом плане всегда были впереди планеты всей, ну, если даже не абсолютно впереди, то многим очень интересным техническим изобретениям, которые впоследствии получили широкое развитие, мир обязан именно Германии. И очень многие революционные идет немцы разработали в деле вооружений, особенно во время Второй Мировой.

Так, все знают, что впервые реактивную боевую авиацию довольно успешно применили именно немцы, а то, что она не помогла им победить в войне – так просто не успели ее довести до ума. Также именно немцы разработали и относительно успешно применили крылатые и баллистические ракеты, но довести до ума это оружие им тоже не позволил недостаток времени.

Прототип летающей бомбы FX-1400 (Fritz-X)
Прототип летающей бомбы FX-1400 (Fritz-X)

Много чего еще из новейших вооружений разработали и применили немцы типа бесшумных и незаметных подводных лодок и дистанционно управляемых мини-роботов, которые тоже более-менее эффективно проявили себя в самом конце войны. Но наиболее интересное оружие, которое появилось у немцев в те времена – это были планирующие бомбы, которые в 1943-44 гг. сработали очень эффективно, и хотя у них имелись и свои недостатки, тем не менее, немцы их тоже устранили бы, но времени опять-таки не хватило.

Музейный экспонат FX-1400
Музейный экспонат FX-1400

Планирующие бомбы в тот момент были принципиально новым оружием, и немцы начали его разрабатывать еще до войны, прекрасно понимая его ценность в будущем. Однако на разработку, доводку и испытания ушло почти 4 года, зато в первоначальном своем исполнении такие бомбы принесли немцам очень громкий успех.

В 1943 году специальные подразделению люфтваффе начали оснащаться планирующими бомбами двух типов - Henschel Hs 293 и FX-1400 (Fritz-X, концерн «Ruhrstahl AG»). И хотя «Фриц» представил очень громкие успехи применения, тем не менее, бомба «Хеншель» была технически более эффективной, и тоже проявила себя неплохо.

Музейный экспонат Henschel Hs 293
Музейный экспонат Henschel Hs 293

Принцип действия планирующих бомб заключался в их сбрасывании со специально оборудованных бомбардировщиков из зоны, лежащей вне пределов действия систем ПВО противника. Бомба была крылатой, после сброса она получала дополнительное движение с помощью ракетного ускорителя, затем планировала к цели, наводимая по оптическим приборам оператором. В большинстве случаев в хвостовой части бомбы зажигался трассер, чтобы оператор не потерял бомбу из виду при плохой видимости.

Испытания бомбы Henschel Hs 293 с бомбардировщика He-111
Испытания бомбы Henschel Hs 293 с бомбардировщика He-111

Таким образом планирующая бомба попадала в цель, точно наведенная оператором, правда, тут очень многое именно от оператора и его квалификации зависело, и очень много таких бомб в цель не попадали. Однако те, которые попадали, полностью компенсировали все неуспехи бомб, потраченных впустую.

Планирующие бомбы в основном разрабатывались для действия против кораблей противника, хотя ближе к концу войны они с относительным успехом использовались и против мостов на сухопутных театрах военных действий.

Испытания планирующей бомбы с бомбардировщика He-177
Испытания планирующей бомбы с бомбардировщика He-177

Первое боевое применение выпало на долю «Хеншеля». 25 августа 1943 года у берегов Испании в Атлантике бомбами, сброшенными с нескольких бомбардировщиков Do-217E-5, были повреждены два британских противолодочных шлюпа «Лэндгуард» и «Байдфорд». Слишком больших повреждений этих кораблей достигнуто не было, но британскому флоту пришлось отойти далеко в океан, что облегчило действия немецких субмарин в этом районе.

Немецкий бомбардировщик Do217E-5 из состава 36-го учебно-испытательного командования с двумя подвешенными управляемыми авиабомбами Fritz X
Немецкий бомбардировщик Do217E-5 из состава 36-го учебно-испытательного командования с двумя подвешенными управляемыми авиабомбами Fritz X

Зато через два дня – 27 августа, на долю «Хеншелей» выпал самый настоящий успех, когда примерно в этом же районе был потоплен британский шлюп «Эгрет» и тяжело поврежден австралийский эсминец «Атабаска». Причем эсминец получил такие повреждения, что выбыл из строя очень надолго, что лишило союзный флот очень ценной боевой единицы.

Британский шлюп «Эгрет». На нижних фото - этот же корабль в момент взрыва после поражения попавшей в него управляемой бомбой, и в момент гибели
Британский шлюп «Эгрет». На нижних фото - этот же корабль в момент взрыва после поражения попавшей в него управляемой бомбой, и в момент гибели

«Фриц» вступил в боевые действия раньше – 21 июля 1943 года у берегов Сицилии, но в тот день бомбы не попали ни в один корабль. Зато 9 сентября двумя бомбами был утоплен итальянский линкор «Рома» и одной бомбой был поврежден линкор «Италия» - эти корабли шли на Мальту сдаваться англичанам после выхода Италии из войны, а этого немцам очень не хотелось бы.

На фото зафиксирован взрыв погребов боезапаса на итальянском линкоре "Roma" после попадания в них немецкой управляемой авиабомбы Fritz X
На фото зафиксирован взрыв погребов боезапаса на итальянском линкоре "Roma" после попадания в них немецкой управляемой авиабомбы Fritz X

После этого начались уже массированные атаки немецких планирующих бомб «Хеншель» и «Фриц» на союзный флот, в основном атаки совершались в районе Средиземного моря. В бой вводились все новые и новые эскадрильи бомбардировщиков, вооруженных этими бомбами, и потери англо-американского флота возросли весьма заметно.

Последние минуты линкора "Рома" перед затоплением
Последние минуты линкора "Рома" перед затоплением

Так, с лета 1943 года по весну 1944-го планирующими бомбами был потоплен 1 линейный корабль («Рома»), 1 крейсер («Спартан»), 10 эсминцев, фрегатов и шлюпов, а также 10 других судов – танкодесантных кораблей, военных транспортов и торговых судов с полным грузом для снабжения войск. Кроме того, этими бомбами было тяжело повреждено 2 линейных корабля, 6 крейсеров и 12 эсминцев, а также 30 других кораблей и судов, которые вышли из строя надолго.

Британский крейсер ПВО «Спартан». На нижнем фото - этот же корабль в районе Анцио поддерживает союзные войска огнём своих 133-мм орудий. Через некоторое время "Спартан" будет потоплен планирующей бомбой Henschel Hs 293
Британский крейсер ПВО «Спартан». На нижнем фото - этот же корабль в районе Анцио поддерживает союзные войска огнём своих 133-мм орудий. Через некоторое время "Спартан" будет потоплен планирующей бомбой Henschel Hs 293

После войны было подсчитано, что всего за этот период, характеризующийся этими потерями, немцами было использовано всего 500 планирующих бомб, которые в итоге и поразили 72 корабля союзников. Как нетрудно понять, 72 корабля – это целый флот, которого лишились англичане и американцы в самый разгар боевых действий, в основном во время высадки в Италии, а потом и в Нормандии. А вот сами немцы при этом потратили на это дело всего две сотни относительно дешевых, хотя и высокотехнологичных бомб. Даже если учесть, что на каждый потопленный или поврежденный корабль пришлось по 7 бомб (попавших в цель и промазавших), это все равно результат несопоставимый.

Пуск Henschel Hs 293 с бомбардировщика Do-217
Пуск Henschel Hs 293 с бомбардировщика Do-217

Конечно, при атаках на союзные корабли погибло около двух десятков и немецких бомбардировщиков, часто вместе с экипажами. Но все равно тут счет не в пользу англо-американцев, потому что даже в живой силе они потеряли на порядок больше, чем немцы, и это не говоря уже о материально-технической части.

Правда, уже к 1944 году были выявлены и недостатки «Фрицев» и «Хеншелей», и некоторыми из них союзники смогли очень эффективно воспользоваться.

Так, «Фриц» на высокой скорости мог пробивать очень толстую броню линкоров, но корпуса более легких кораблей он прошивал насквозь и взрывался глубоко под водой. По этой причине немцы упустили очень много абсолютных побед (потоплений), а когда они начали уделять этой теме внимание, использование этого оружия перестало быть эффективным по другим причинам.

Попадание управляемой бомбы Fritz X в американский крейсер "Саванна" в ходе операции высадки союзников в Салерно (Италия), 11 сентября 1943 г. Крейсер получил тяжелейшие повреждения и безвозвратно потерял почти 200 членов экипажа
Попадание управляемой бомбы Fritz X в американский крейсер "Саванна" в ходе операции высадки союзников в Салерно (Италия), 11 сентября 1943 г. Крейсер получил тяжелейшие повреждения и безвозвратно потерял почти 200 членов экипажа

Например, англичане очень быстро научились прерывать радиосигнал, посредством которого немецкий оператор на самолете управлял бомбой, а неуправляемая бомба в цель не попадала. Немцы рассматривали вариант управления бомбы по тонкому кабелю, но к концу войны эта тема не вышла из стадии испытаний.

Также союзники очень сильно усилили ПВО своих кораблей и привлекли к патрулированию над ними истребители, которые охотились на носителей планирующих бомб, сбивая их еще до начала бомбардировки. Также зенитные орудия на кораблях были заменены на более дальнобойные образцы, способные поражать приближающихся носителей планирующих бомб на большом расстоянии.

Однако, как писалось выше, немцам наверняка удалось бы справиться с этими проблемами, если бы конец войны не приближался так быстро. Но после высадки союзников в Нормандии тема борьбы с вражеским флотом для Гитлера стала второстепенной. Американцы и англичане все свои десантные операции в Италии и Франции завершили, а в маневрирующие в открытом море корабли попасть даже управляемой бомбой было очень сложно. Такое оружие могло использоваться только для противодействия десантированию, когда вражеские корабли подходили к берегу, и поэтому немцы в изменившейся обстановке сосредоточились на более перспективном оружии – ракетном.

Японская планирующая бомба «И-го» в бомболюке бомбардировщика
Японская планирующая бомба «И-го» в бомболюке бомбардировщика

В заключение следует сказать, что темой планирующих бомб занимались и японцы, начавшие свою программу в 1944 году, получив данные об успешном применении этого оружия немцами. У японцев тоже были проблемы с вражеским флотом, и им нужно было средство противодействия американским кораблям, более эффективное, чем обычные бомбардировщики. В результате родился японский проект Kawasaki Ki-147 I-Go, который, правда, дальше полевых испытаний не пошел – закончилась война.

Kawasaki Ki-147 I-Go сбрасывается с бомбардировщика Ки-67
Kawasaki Ki-147 I-Go сбрасывается с бомбардировщика Ки-67

Однако при этом следует отметить, что какие-либо чертежи немецких «Хеншелей» или «Фрицев» в руки японцам так и не попали – это подтверждено точно, так как германская субмарина, на которой они были отправлены из Германии в Японию, была потоплена британскими кораблями где-то на маршруте. Так что планирующая бомба Kawasaki Ki-147 – это исключительно японская разработка.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?

Бой в Ла-Манше 12 февраля 1942 г. Нулевая эффективность британских торпедников против немецких линкоров

«Корморан» и «Сидней», 1941 г. Как тихоходное торговое немецкое судно расстреляло боевой крейсер

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари