В 1928 году бывший царский речной монитор «Вихрь» был переоборудован в гидроавиатранспорт и под новым именем «Амур» принял участие в боях Красной Армии с белокитайскими войсками и флотилиями, намеревавшимися захватить северный берег Амура. Этот «речной авианосец» обеспечивал оперативную авиаразведку в районе одного из театров военных действий, что позволило Красной Армии быстро и без потерь разгромить китайские войска и пустить на дно всю Сунгарийскую флотилию врага в составе более 10 кораблей.
Об этом корабле даже сейчас, когда вроде многие завесы с многих тайн давно сняты, знают не очень многие. И это вполне объяснимо: до 80-х годов в СССР авианесущие корабли не строились, а само слово ассоциировалось исключительно с оружием империалистической агрессии.
Вместе с тем первая советская баржа-авианосец «Коммуна» была построена еще в 1918 году и активно использовалась Красной Армией в годы гражданской войны. Опыт не пропал даром, со временем он пригодился, для переоборудования в авианосцы других речных кораблей.
…Будущий речной авианосец «Амур» был построен в 1909 году в Санкт-Петербурге как речной монитор «Вихрь». В 1910-м его по частям перевезли на реку Шилку, приток Амура, и до самого 1921 года он проходил службу, сначала в рядах царского речного флота, потом – Красного. Но в конце 1921-го корабль был взорван из опасения его захвата японскими интервентами.
Ровно через два года монитор был поднят со дна реки и переименован в «Амур», но средств на его полное восстановление не было, и так он простоял в затоне до самого 1928 года, пока командование Дальневосточного военного округа не решило переоборудовать «Амур» в мобильную базу разведывательной авиации. В те годы река Амур была неспокойна - белокитайцы, науськиваемые японцами и американцами, совершали провокации по всей протяженности советско-китайской границы, проходящей по Амуру.
В связи с этим приходилось постоянно мониторить границу с помощью авиации, а так как аэродромы в том не очень освоенном еще регионе были редкостью, то самым приемлемым вариантом была именно гидроавиация. И чтобы обслуживать самолеты в полном объеме, требовался специализированный корабль, способный оперативно перемещаться по местным рекам.
Вот так бывший монитор «Вихрь» преобразился чуть ли не в авианосец, и начал успешную службу в своем новом качестве и с новым именем.
Летом 1929 года напряженная ситуация на Дальнем Востоке наконец взорвалась. Китайские власти, которым США через Японию пообещали всестороннюю поддержку, спровоцировали конфликт на КВЖД (на Китайско-Восточной железной дороге) - 10 июля 1929 года они захватили около 200 советских граждан – служащих КВЖД и остановили контроль советского руководства над железной дорогой, присвоим все активы компании.
К этому времени китайцы сосредоточили у границ СССР 132-тысячную армейскую группировку, намереваясь форсировать Амур, и при поддержке китайской Сунгарийской флотилии приступить к захвату советских населенных пунктов на северном берегу Амура.
Но численность советских войск была соизмерима с войсками противника, а по авиации и артиллерии много превосходила китайскую.
Схематично ход боевых действий в далеком 1929 году можно представить так. Не дожидаясь развития конфликта по китайскому сценарию, Дальневосточная Красная Армия нанесла первый упреждающий удар, и в десантной операции разгромила вражеские силы в районе города Лахасусу.
Ошеломленные китайские войска откатились в район города Фугдин (Фуцзин). Красная Армия нанесла второй упреждающий удар по этому укрепрайону, а с китайской стороны наступательных действий снова не последовало.
Амурские речники не отставали от армии – в неожиданном налете на китайские порты они уничтожили всю Сунгарийскую флотилию до начала боевых действий на суше. Успех первого удара в речных баталиях во многом был обеспечен советским речным гидроавиатранспортом «Амур».
Утром 12 октября корабли Амурской Флотилии учинили сокрушительный разгром китайского флота на рейде Лахасусу (потоплено 3 канонерских лодки, 2 вооруженных парохода и плавучая батарея). Противник отступил вверх по Сунгари к городу Фугдин. В это время советский десант довершил разгром китайских войск в Лахасусу. И теперь для успешного развития наступления следовало хорошо разведать район Фугдин с воздуха.
Морские летчики гидроавиатранспорта «Амур» приняли участие в поиске противника на реке Сунгари. Когда вспыхнул конфликт, самолеты «речного авианосца», находившегося в это время в низовьях реки, в течение нескольких часов были переброшены в устье Сунгари. Пришедший на третий день в район боевых действий «Амур» полностью обеспечил дальнейшие действия всей Амурской флотилии.
По оценке специалистов, флотилия без «Амура» не смогла бы приступить к выполнению боевых задач по дальнейшему разгрому противника ранее, чем на 5-7-е сутки. И лишь благодаря оперативно составленной карте сосредоточения войск и оставшихся не утопленными кораблей противника удалось завершить конфликт гораздо ранее намеченного командованием срока. В результате конфликт завершился в пользу СССР, и китайским властям пришлось пойти на многочисленные уступки
Позднее, в 1933 году, в связи с перевооружением ВВС Красной Армии на новые типы самолетов, в том числе и разведывательных, с гораздо большими возможностями, было решено вывести гидроавиатранспорт из состава Амурской флотилии и снова переоборудовать его в монитор. Корабль был в очередной раз переименован, и под названием «Дальневосточный комсомолец» прослужил до 1958 года, когда пошел на слом.
К тому времени ничто в нем уже не напоминало о его славном авианосном прошлом.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
Почему бренд «ОКБ Антонов» принадлежит Украине, а на марку самолета Ан-2 она не имеет никаких прав?