Найти тему
Военно-технический сундук

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари

В 1928 году бывший царский речной монитор «Вихрь» был переоборудован в гидроавиатранспорт и под новым именем «Амур» принял участие в боях Красной Армии с белокитайскими войсками и флотилиями, намеревавшимися захватить северный берег Амура. Этот «речной авианосец» обеспечивал оперативную авиаразведку в районе одного из театров военных действий, что позволило Красной Армии быстро и без потерь разгромить китайские войска и пустить на дно всю Сунгарийскую флотилию врага в составе более 10 кораблей.

Первый "речной авианосец" Красной Армии "Коммуна", прошедший фронты Гражданской войны
Первый "речной авианосец" Красной Армии "Коммуна", прошедший фронты Гражданской войны

Об этом корабле даже сейчас, когда вроде многие завесы с многих тайн давно сняты, знают не очень многие. И это вполне объяснимо: до 80-х годов в СССР авианесущие корабли не строились, а само слово ассоциировалось исключительно с оружием империалистической агрессии.

Вместе с тем первая советская баржа-авианосец «Коммуна» была построена еще в 1918 году и активно использовалась Красной Армией в годы гражданской войны. Опыт не пропал даром, со временем он пригодился, для переоборудования в авианосцы других речных кораблей.

Последователь "Коммуны" - гидроавиатранспорт "Амур", фото конца 1920-х - начала 1930-х годов
Последователь "Коммуны" - гидроавиатранспорт "Амур", фото конца 1920-х - начала 1930-х годов

…Будущий речной авианосец «Амур» был построен в 1909 году в Санкт-Петербурге как речной монитор «Вихрь». В 1910-м его по частям перевезли на реку Шилку, приток Амура, и до самого 1921 года он проходил службу, сначала в рядах царского речного флота, потом – Красного. Но в конце 1921-го корабль был взорван из опасения его захвата японскими интервентами.

Ровно через два года монитор был поднят со дна реки и переименован в «Амур», но средств на его полное восстановление не было, и так он простоял в затоне до самого 1928 года, пока командование Дальневосточного военного округа не решило переоборудовать «Амур» в мобильную базу разведывательной авиации. В те годы река Амур была неспокойна - белокитайцы, науськиваемые японцами и американцами, совершали провокации по всей протяженности советско-китайской границы, проходящей по Амуру.

Театр военных действий Дальневосточной Красной Армии против белокитайцев осенью 1929 года. "Амур" проводил свои операции в районе Сунгари
Театр военных действий Дальневосточной Красной Армии против белокитайцев осенью 1929 года. "Амур" проводил свои операции в районе Сунгари

В связи с этим приходилось постоянно мониторить границу с помощью авиации, а так как аэродромы в том не очень освоенном еще регионе были редкостью, то самым приемлемым вариантом была именно гидроавиация. И чтобы обслуживать самолеты в полном объеме, требовался специализированный корабль, способный оперативно перемещаться по местным рекам.

Вот так бывший монитор «Вихрь» преобразился чуть ли не в авианосец, и начал успешную службу в своем новом качестве и с новым именем.

Летом 1929 года напряженная ситуация на Дальнем Востоке наконец взорвалась. Китайские власти, которым США через Японию пообещали всестороннюю поддержку, спровоцировали конфликт на КВЖД (на Китайско-Восточной железной дороге) - 10 июля 1929 года они захватили около 200 советских граждан – служащих КВЖД и остановили контроль советского руководства над железной дорогой, присвоим все активы компании.

Монитор "Вихрь" - будущий "Амур". Дореволюционное фото
Монитор "Вихрь" - будущий "Амур". Дореволюционное фото

К этому времени китайцы сосредоточили у границ СССР 132-тысячную армейскую группировку, намереваясь форсировать Амур, и при поддержке китайской Сунгарийской флотилии приступить к захвату советских населенных пунктов на северном берегу Амура.

Но численность советских войск была соизмерима с войсками противника, а по авиации и артиллерии много превосходила китайскую.

Схематично ход боевых действий в далеком 1929 году можно представить так. Не дожидаясь развития конфликта по китайскому сценарию, Дальневосточная Красная Армия нанесла первый упреждающий удар, и в десантной операции разгромила вражеские силы в районе города Лахасусу.

Фото с театра боевых действий осенью 1929 года
Фото с театра боевых действий осенью 1929 года

Ошеломленные китайские войска откатились в район города Фугдин (Фуцзин). Красная Армия нанесла второй упреждающий удар по этому укрепрайону, а с китайской стороны наступательных действий снова не последовало.

Амурские речники не отставали от армии – в неожиданном налете на китайские порты они уничтожили всю Сунгарийскую флотилию до начала боевых действий на суше. Успех первого удара в речных баталиях во многом был обеспечен советским речным гидроавиатранспортом «Амур».

Гидроавиатранспорт "Амур"
Гидроавиатранспорт "Амур"

Утром 12 октября корабли Амурской Флотилии учинили сокрушительный разгром китайского флота на рейде Лахасусу (потоплено 3 канонерских лодки, 2 вооруженных парохода и плавучая батарея). Противник отступил вверх по Сунгари к городу Фугдин. В это время советский десант довершил разгром китайских войск в Лахасусу. И теперь для успешного развития наступления следовало хорошо разведать район Фугдин с воздуха.

Морские летчики гидроавиатранспорта «Амур» приняли участие в поиске противника на реке Сунгари. Когда вспыхнул конфликт, самолеты «речного авианосца», находившегося в это время в низовьях реки, в течение нескольких часов были переброшены в устье Сунгари. Пришедший на третий день в район боевых действий «Амур» полностью обеспечил дальнейшие действия всей Амурской флотилии.

Один из самолетов МР-1, на котором летал 68-й речной авиаотряд с гидроавиатранспорта "Амур"
Один из самолетов МР-1, на котором летал 68-й речной авиаотряд с гидроавиатранспорта "Амур"

По оценке специалистов, флотилия без «Амура» не смогла бы приступить к выполнению боевых задач по дальнейшему разгрому противника ранее, чем на 5-7-е сутки. И лишь благодаря оперативно составленной карте сосредоточения войск и оставшихся не утопленными кораблей противника удалось завершить конфликт гораздо ранее намеченного командованием срока. В результате конфликт завершился в пользу СССР, и китайским властям пришлось пойти на многочисленные уступки

Позднее, в 1933 году, в связи с перевооружением ВВС Красной Армии на новые типы самолетов, в том числе и разведывательных, с гораздо большими возможностями, было решено вывести гидроавиатранспорт из состава Амурской флотилии и снова переоборудовать его в монитор. Корабль был в очередной раз переименован, и под названием «Дальневосточный комсомолец» прослужил до 1958 года, когда пошел на слом.

К тому времени ничто в нем уже не напоминало о его славном авианосном прошлом.

Самолеты 68-го речного авиаотряда, базой для которых служил "Амур"
Самолеты 68-го речного авиаотряда, базой для которых служил "Амур"

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го

Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII

Почему бренд «ОКБ Антонов» принадлежит Украине, а на марку самолета Ан-2 она не имеет никаких прав?

Почему за последние 60-70 лет человеком не придумано ни одного кардинально нового образца вооружений?