Сочинение 9.3. - это небольшое сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Для написания работы вам понадобится проанализировать предложенное понятие. Чаще всего даются абстрактные/отвлечённые существительные, что вызывает затруднение при объяснении их значения.
_________________
Как Вы понимаете значение слова ЗАВИСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Как проявляется зависть?", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. ➡️ Именно такую формулировку задания предстоит увидеть тем, кто выберет сочинение 9.3.
🔸️Предлагаю посмотреть на список морально-этических понятий (всего 40), представленных на официальном сайте ФИПИ ⤵️
▪️Бескорыстность
▪️Благодарность
▪️Взаимовыручка
▪️Взаимопонимание
▪️Внутренний мир человека
▪️Воображение
▪️Выбор
▪️Нравственный выбор
▪️Доброта
▪️Драгоценные книги
▪️Дружба
▪️Жизненные ценности
▪️Нравственные ценности
▪️Забота о людях
▪️Зависть
▪️Красота
▪️Любовь
▪️Любовь к жизни
▪️Любовь к родителям
▪️Материнская любовь
▪️Настоящий друг
▪️Настоящее искусство
▪️Неуверенность в себе
▪️Общее дело
▪️Ответственность ▪️Ответственность за свои поступки
▪️Понимание
▪️Прийти на помощь
▪️Признать свои ошибки
▪️Прощение
▪️Проявить внимание к человеку
▪️Решимость
▪️Сила духа
▪️Слава
▪️Счастье
▪️Творчество
▪️Уважение к человеку
▪️Фантазия
▪️Цель в жизни
▪️Чудо
Список периодически претерпевает изменения, но они незначительные.
У вас есть время, чтобы подготовиться. Вы можете заранее поработать над значением указанных выше слов.
Следует помнить о том, что, объясняя понятие, нельзя пользоваться конструкцией:
... ➖️ это когда
... ➖️ это то, что
После тире должно последовать существительное, подбор которого - задача номер один.
Если вам приходилось уже работать с подобными понятиями, то, я думаю, вы заметили, что опорными существительными станут следующие слова:
готовность, способность, умение, необходимость, возможность, состояние, чувство, черта характера, взаимоотношения, отношение к...
Конечно, возможных вариантов намного больше, но даже эти слова-примеры помогут вам начать...😉
🔸️А теперь подумайте над продолжением. Задайте себе вопросы: что я знаю об этом понятии? /какие люди могут обладать таким качеством? / в какой ситуации или при каких обстоятельствах могло бы проявиться то, о чём я пишу?
Вспомните, с какими словами в речи сочетается предложенное понятие (▪️жгучая зависть, ▪️нескрываемая зависть, ▪️позеленеть от зависти, ▪️лопнуть от зависти, ▪️укол зависти). Подумайте, какие ассоциации, связанные с данным словом, возникают. Есть ли у слова синонимы.
➡️ Не забывайте оставлять пометки в черновике! Выберите самое главное. Подумайте, является ли объяснение понятия лаконичным, чётким, точным и при этом полным для понимания.
Постарайтесь не путать такие слова, как чувство, состояние, качество, черта характера.
Так, например, благодарность, любовь, зависть, счастье - это чувство. Неуверенность в себе - это состояние. Доброта, решимость, сила духа - это качества человека. Посмотрим на примеры формулировок⤵️
🔸️Зависть - чувство досады, вызванное превосходством, благополучием и успехом другого человека.
🔸️Сила духа - важное душевное качество, делающее человека сильным не физически, а морально.
🔸️Любовь к родителям - это глубокое чувство привязанности, которое испытывает ребёнок к отцу и матери.
🔸️Иногда при объяснении понятия не обойтись без существительных способность, готовность, умение...
Давайте посмотрим, как может выглядеть толкование понятия с использованием указанных опорных существительных ⤵️
🔸️Бескорыстность - это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя ничего взамен.
🔸️Благодарность - это чувство признательности другому человеку за сделанное добро, а также выражение этого чувства.
🔸️Ответственность - это способность человека добровольно брать на себя определённые обязательства и выполнять их.
🔸️К сожалению, не всегда получается чётко и ясно сформулировать объяснение. Бывает трудно выстроить свою мысль по схеме:
Понятие - это...
В этом случае можно построить объяснение через описание. ⤵️
🔸️Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить "благо" окружающим, не думая о себе.
📍Не забудьте о том, что данное определение необходимо прокомментировать (это указано в задании). Можно сказать об актуальности/важности данного морально-этического понятия; о том, какую роль оно играет в жизни каждого из нас; что об этом понятии говорили известные люди.
Не забывайте о том, что комментарий - это точка зрения пишущего, некий результат жизненных наблюдений. Он должен звучать убедительно! Кроме того, в центральной (главной) части сочинения надо будет приводить примеры, подтверждающие то, что ваши представления о сути морально-этического понятия верны.
🔸️Напомню, максимальные 2 балла (из возможных 9 за сочинение) за толкование значения понятия можно получить, если "экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его".