Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье я хочу разобрать задания второго Статградовского пробника, который писали 9 ноября 2022 года. Пробник интересный, можно сказать - необычный. Главным образом, из-за 34 задачи с хорошей органикой. Итак:
задания 1-3:
Комментарии к заданиям 1-3:
- задания 1 и 3 - типовые,
- задание 2 - отношу к заданиям повышенной сложности, поскольку здесь присутствуют d- элементы. В наименьшей мере основные свойства выражены у амфотерного гидроксида цинка, В наибольшей - у щелочи, гидроксида кальция. Промежуточное положение занимает слабое основание Cu(OH)2.
Комментарии к заданию 4: типовое задание.
Комментарии к заданию 5: сложности могли возникнуть при выборе многоосновной кислоты между фосфорноватистой и селеновой кислотами. Как известно, Н3РО2 - одноосновная кислота, Н(Н2РО2).
Комментарии к заданию 6: хорошее задание, основанное на различии цветов аммиачных и гидратных комплексов меди в растворе. Следует отметить, что аммиачные комплексы меди отсутствуют в кодификаторе - 2023.
Комментарии к заданию 7: типовое задание. Небольшая проблема могла возникнуть при выборе реагентов для гидрофосфата.
Комментарии к заданию 8: типовое задание, требующее знания свойств кремния и его оксида.
Комментарии к заданию 9: типовое задание.
Комментарии к заданию 10: хорошее задание, используются "модные" в этом сезоне скелетные формулы. Следует отметить, что дикарбоновые кислоты отсутствуют в кодификаторе - 2023.
Комментарии к заданию 11: Не встречающаяся в пробниках от ФИПИ оптическая изомерия. Следует отметить, что оптическая изомерия есть в кодификаторе - 2023:
Комментарии к заданию 12: типовое задание. Осадок с гидроксидом диамминсеребра дают алкины-1 при об.условиях и альдегиды при нагревании (а также муравьиная кислота- альдегидокислота и ее соединения)
Комментарии к заданию 13: красивое задание. За счет свободной аминогруппы дипептид будет давать биуретовую реакцию с Cu(OH)2, за счет бензольного кольца в остатке фенилаланина - ксантопротеиновую с азотной кислотой.
Комментарии к заданию 14: реакция 1 протекает с образованием двух веществ : пропилбензола (30-35%) и кумола (65-70%).
Комментарии к заданию 15:
Следует отметить, что реакция взаимодействия альдегидов с циановодородом отсутствуют в кодификаторе - 2023.
Комментарии к заданию 16:
Следует отметить, что реакция взаимодействия первичных аминов (аминокислот) с азотистой кислотой отсутствует в кодификаторе - 2023.
Комментарии к заданию 17: типовое задание.
Комментарии к заданию 18: типовое задание.
Комментарии к заданию 19: типовое задание.
Комментарии к заданию 20: типовое задание. Затруднения могли возникнуть при определении способа получения гипохлорита. В этом случае выделяющийся на аноде хлор взаимодействует с образующейся в прикатодном пространстве щелочью.
Комментарии к заданию 21: типовое задание. Не понравился пример с нитритом аммония, прежде всего из-за нестойкости этого вещества.
Комментарии к заданию 22: типовое интересное задание. С давлением все понятно- равновесие сместится в сторону прямой реакции, увеличивающей давление. Добавление соляной кислоты - приводит к увеличению концентрации Н+. Равновесие при этом также сместится в сторону прямой реакции, уменьшающей концентрацию Н+. Добавление воды к раствору приводит к уменьшению концентрации исходных веществ и смещает равновесие в сторону обратной реакции, увеличивающей эти концентрации. Охлаждение смещает равновесие в сторону обратной экзотермической реакции.
Комментарии к заданию 23:
Комментарии к заданию 24: кислоту (А) определяем карбонатом, бромид аммония и сульфид калия - хлорной водой (в первом случае - выделение брома, во втором - серы), нитрат аммония - щелочью.
Комментарии к заданию 25: типовое задание.
Комментарии к заданию 26: типовое задание.
Комментарии к заданию 27: типовое задание, требующее составления термохимического уравнения сгорания Cu2S.
Комментарии к заданию 28: более актуальны были бы задачи на примеси или выход реакции.
Комментарии к заданию 29: приведена одна из самых распространенных реакций ЕГЭ по химии. От Статграда хотелось бы чего-нибудь менее ординарного (например, как в прошлом Статграде - обесцвечивание бромной воды раствором карбоната)
Комментарии к заданию 30: и снова - "топовая" реакция ЕГЭ - совместный гидролиз. Фактически, задания 29 и 30 в этот раз были уж очень типовыми.
Комментарии к заданию 31: задание интересно, прежде всего, двумя реакциями: реакция 1 - в избытке С образуется угарный газ, в недостатке - углекислый. Реакция 4 - достаточно редкая, но была даже в заданиях реальных ЕГЭ: двухстадийное взаимодействие иодида с хлорной водой. На первой стадии (уравнение 3) - простое замещение, без участия воды. На второй стадии (уравнение 4) - уже участвует вода. Фактически, реакция 4 объединяет в себя два процесса: взаимодействие иода с хлором и гидролиз образующегося бинарного соединения.
Комментарии к заданию 32: типовое задание, кроме реакции 3 , отражающей свойства нитрилов.
Комментарии к заданию 33: типовое задание. Одно вещество содержит 2 функциональные группы, реагирующие между собой с образованием цикла.
Решение:
1. Характеристика процесса прокаливания:
а)Уравнения реакций прокаливания:
H2C2O4+2KOH= K2CO3+2H2О+СО (1)
HOOC-CH2-COOH+4KOH=2K2CO3+CH4 (2)
б) определим состав газовой смеси:
пусть n(СО)=x моль, n(СН4)=(1-x)моль, тогда:
28х+16(1-х)=2*12=24, откуда х =2/3.
т.о. мольная доля СО в газовой смеси = 2/3, мольная доля СН4 = 1/3.
в) пусть n исх HOOC-CH2-COOH=а моль, тогда n исх H2C2O4=2а моль (исходя из соотношения между газообразными продуктами и стехиометрии реакций)
г) n1(K2CO3)=n исх H2C2O4=2а, n2(K2CO3)=2n исх HOOC-CH2-COOH=2а,
n1+2(K2CO3)=4 a
2. Характеристика процесса взаимодействия с HCl:
K2CO3+2HCl=2KCl+CO2(3)
n3(CO2)=0,3моль=n1+2(K2CO3)=4 a, откуда а = 0,3/4=0,075 моль
3. Массы кислот в исходной смеси:
mH2C2O4=2a*90=2*0,075*90=13,5 г
mHOOC-CH2-COOH= a*104= 0,075*104=7,8 г
Комментарии к заданию 34: Необычно- органика в 34 задаче (+ особенности разложения щавелевой кислоты), нахождение состава газовой смеси через плотность. Остальное - достаточно типовое.
В целом по пробнику: из того, что не входит в кодификатор, систематически в каждом Статграде повторяются нитрилы, поэтому к этому уже можно привыкнуть. Есть интересные задания, "выводящие из зоны комфорта", есть откровенно "замыленные" задания (например, 29 и 30). На мой взгляд, этот пробник (как и предыдущие) , выполняет свою функцию по "профилактике застойных явлений" в области подготовки к ЕГЭ по химии.
Заранее благодарна за конструктивные замечания.
Всего доброго!