Подозреваю, что эта статья не станет самой популярной у читателей моего блога, так как в ней речь пойдет об очень тонком юридическом моменте, который и заметить-то в договоре порой очень непросто. Но она точно будет интересна пытливым умам, которые любят разные юридические закавыки и мелкие нюансы.
Возмещение потерь – это такой юридический механизм, когда одна сторона возмещает другой стороне имущественные потери, которые возникли в процессе исполнения договора, но не связаны с нарушением обязательств по договору.
«Чем же это отличается от привычного возмещения убытков?» —спросите Вы.
А отличие заключается в том, что убытки подлежат возмещению в случае нарушения обязательств по договору (ст.393 ГК РФ), а возмещение потерь осуществляется при наступлении определенных в договоре обстоятельств, даже если никто ничего не нарушал.
Возмещение потерь в российском законодательстве регулируется ст.406.1. ГК РФ. В наше право эта норма пришла из англо-саксонской правовой системы, где эти правила называются indemnity.
Как показывает опыт, в области договорного права творческих индустрий этой нормой стремятся пользоваться многие, но очень часто в договорах этот механизм формулируется неправильно. В качестве примера приведем договор отчуждения исключительного права. По нему одна фирма передает в полном объеме другой фирме исключительное право на объект авторских прав.
Часто в таких договорах в разделе, посвященном ответственности сторон, можно встретить пункт, в котором устанавливается условие о том, что если какое-либо третье лицо вдруг предъявит приобретателю какие-либо претензии или иски касающиеся, обвинений приобретателя в плагиате этого объекта, то отчуждающая сторона обязуется урегулировать такой спор самостоятельно и за свой счет. То есть если выяснится, что объект был «слизан» с кого-то, то сторона, которая произвела отчуждение, должна будет всё решить сама и оградить приобретателя от этих разбирательств.
Казалось бы, в приведенном примере стороны как раз и имеют в виду возмещение тех самых потерь, которые приобретатель понесет в связи с полученными исками или претензиями. Но формулировка неправильная. В таком виде этот пункт работать не будет.
Дело в том, что если третье лицо и предъявит иск приобретателю, то ответчиком по этому иску будет именно приобретатель, так как он теперь правообладатель. И никаким договором мы не можем поменять ответчика на сторону, которая произвела отчуждение спорного объекта. Заменить ответчика может только суд и то только по ходатайству самого истца или с его согласия (ст.47 АПК РФ и ст.41 ГПК РФ). Таким образом, сторона, которая произвела отчуждение исключительного права на спорный объект, не сможет урегулировать такой спор самостоятельно.
В данном случае нужно сформулировать пункт о возмещении потерь таким образом, чтобы отчуждающая сторона была обязана именно возместить приобретателю имущественные потери, то есть деньги, которые приобретатель в свою очередь оплатит по возможным претензиям и искам третьих лиц, а также судебные издержки.
Чувствуете разницу? Не отчуждающая сторона будет урегулировать спор самостоятельно за свой счет, а приобретатель будет урегулировать спор, но впоследствии будет иметь право потребовать от отчуждающей стороны возмещения.
Да, это очень похоже на возмещение убытков, но все же это не убытки, т.к., если разобраться, отчуждающая сторона условий договора не нарушала. Предмет договора – отчуждение исключительного права. Право было отчуждено; к приобретателю оно перешло. Условия договора не нарушены. А раз нет нарушения, то и убытки взыскать проблематично; надо будет доказывать вину и причинно-следственную связь.
Еще пара моментов, касающихся возмещения потерь, о которых хотелось бы упомянуть – это порядок определения размера таких потерь и правило о применении норм о возмещении потерь только для предпринимателей:
Статья 406.1. ГК РФ предусматривает, что стороны должны определить размер возмещения таких потерь или порядок его определения. Очевидно, что заранее предусмотреть размер потерь проблематично. Поэтому рекомендуется прописывать порядок определения размера. Например, описать, что при определении размера потерь, подлежащих возмещению, следует исходить из сумм удовлетворенных претензий третьих лиц и судебных издержек (если рассматривать вопрос на описанном выше примере договора об отчуждении исключительного права).
И напоследок: статья 406.1. ГК РФ предусматривает, что стороны могут задействовать механизм возмещения потерь только при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Это означает, что сторонами договора должны быть субъекты предпринимательской деятельности (ИП или юридические лица). Если договор заключается между обычными физическими лицами или если хотя бы одной из сторон договора является простое физическое лицо, то механизм возмещения потерь работать по такому договору не будет.
© Андрей Макаров Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.