Найти в Дзене

Почему строительную отрасль будут (до последнего) удерживать на плаву

Недавно Хуснуллин сказал, что только 2022 году были решены проблемы 20 тысяч дольщиков, из них 15 тысяч получили выплаты в прямой и косвенной форме в размере 53 миллиардов рублей. Это означает, что средний размер потерянных каждым дольщиком денег составляет 3 млн. 57 тыс. руб. И если бы рынок обвалился, дольщиков стало бы гораздо больше.

Давайте примерно прикинем какой была бы дыра, если бы рынок отпустили «на самотёк». И из-за того, что нет ипотечников, то есть, ипотека не питает рынок первички, лопнули бы застройщики. Соответственно, банки должны были бы вернуть дольщикам все их деньги с эскроу-счетов. А 35% от суммы, которая аккумулируются на эскроу-счетах, банки выплачивают застройщикам ещё до подписания акта приемки-передачи, до перечисления основной суммы.

Сколько это в цифрах?

Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области по процентному соотношению подписанных договоров долевого участия занимают 40% от всего количества долевых договоров, зарегистрированных в России. Средняя сумма ипотечного кредита в Москве - 7,9 млн. руб. Если умножить 7,9 млн. на 144 тысячи зарегистрированных договоров, получим 1,137 триллиона рублей. Это без Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Эти три территории по процентному соотношению занимают в этом количестве столько же, сколько Москва.

Итого получается 2,3 триллиона рублей.

А всего в масштабах России если последовательно обвалятся застройщики, разрыв, который нужно будет компенсировать, составит 5,75 триллиона рублей или 68% от Фонда материального благосостояния.

Добавим сюда сумму, которую банки выплачивают застройщикам до подписания акта приемки-передачи или 35% от 5,75 триллионов и добавим ещё 1 триллион дефицита бюджета, заложенного на 2023 год.

Кубышка закончится. А риски от строительной отрасли, оставленной без внимания равны рискам в течении короткого времени, скажем за 2023 год, исчерпать Фонд национального благосостояния.

Что может послужить противовесом?

В том случае, если рынок недвижимости каким-то образом удасться оживить (самый простой способ - кардинально снизить ставку рефинансирования), то этот рынок вытянет себя сам, подобно тому, как барон Мюнхаузен вытянул себя за волосы из болота. На этом рынке специфический продукт, и все проблемы этого рынка можно решить за счёт покупателя.

Какую схему сейчас выберут в Правительстве РФ?

Чем реже становятся звонки в отделах продаж застройщиков, тем громче становится голос Марата Хуснуллина, заявляющий, что рынок недвижимости надо поддерживать, вводить на рынке вторички льготные ипотеки, льготы.

Я думаю, что в этом нет необходимости, достаточно снизить ставку рефинансирования и тем самым ещё и поддержать всю экономику. Экономике страны требуется кардинальное снижение налогов и дешевые деньги. Иначе спецоперацию на одном Фонде национального благосостояния не вытянуть. Тем более, что его можно очень быстро потерять.