Несколько фотографий автомобиля газо-водяного тушения АГВТ-100(131) на шасси ЗИЛ-131, стоявшего на вооружении ПЧ-10 города Харькова. Фотографии уникального пожарного автомобиля сделаны в Харькове осенью 1998 года во время праздника посвященного 175-летию Харьковской пожарной бригады. Автор фотографий Victor Dashkiyeff.
О том, как был создан уникальный пожарный автомобиль, ниже цитата с сайта «cars-repaer.ru»:
«Немало было сделано и харьковскими пожарными для создании автомобиля газоводяного тушения. Харьковский автомобиль АГВТ-100 был построен в 1967 г. на шасси ЗиЛ-157. Большое участие в его разработке принимал Иван Ильич Семёнов, который до сих пор трудится в пожарной части № 10 г. Харькова.
Упорная работа пожарных открыла широкий путь к практическому использованию турбореактивных установок для борьбы с пожарами. На первом этапе в Харькове была смонтирована турбореактивная установка пожаротушения с двигателем ВК-1А от самолета МИГ-17 на шасси ЗиЛ-157. Помимо работы на шасси автомобиля, двигатель должен быть подвижным: вращаться на платформе вокруг своей оси, а также подниматься и опускаться. Изготовленный автомобиль получился довольно выносливым. Впоследствии машина не раз привлекалась к тушению огня как на Украине, так и за её пределами.
В конце 1970-х гг. И.И. Семёнова пригласили на торжокский завод для оказания консультативной помощи при создании серийных образцов автомобилей АГВТ. Используя все свои знания, он стал одним из ведущих специалистов этого проекта. Под его пристальным вниманием создавался автомобиль АГВТ-100(131)-141. Всего в начале 1980-х гг. в Торжке было построено 10 таких автомобилей. Другой серийный автомобиль АГВТ-150(375Н)-168 разрабатывался на торжокском заводе с участием специалистов из Новосибирска. Таких автомобилей было сделано всего несколько штук.
Военный прототип АГВТ – ТМС-65. Продолжая рассказ о АГВТ-100 харьковского варианта нужно отметить, что в 1989 г. он подвергся модернизации. В результате было использовано более современное шасси. Полно-приводной базовый автомобиль ЗиЛ-131 оснастили баком на 1700 л авиационного топлива. Для защиты автомобиля от высоких температур вдоль всего кузова установили оросительные системы. Работой реактивного двигателя теперь стали управлять с пульта дистанционного управления, который выносился на 25м.
В 1991 г. автомобиль участвовал в тушении пожара на нефтяных скважинах в Кувейте, где по сравнению с зарубежными образцами техники зарекомендовал себя как неприхотливый и очень выносливый. За него предлагали около 1млн. долл., но автомобиль вернули на родину.
Подобная техника в 80-х гг. прошлого века создавалась и рядом других пожарных мастерских крупных городов. Так, например, в Минске, используя военную дегазационную машину ТМС-65, был создан автомобиль АГВТ-100, базирующийся на шасси Урал-4320.»
Фотографии © Victor Dashkiyeff
© Юрий Дорошенко