В начале маленькая присказка - в начале января 1978 года, в одном из экипажей нашей 2-ой эскадрильи (я тогда летал на Ан-24), бортмеханик по каким то причинам, - сейчас уже не помню, на некоторое время выбыл из строя. Я тогда, как «молодой» был всегда на «подхвате». Поэтому, видимо, выбор и пал на меня, - командир эскадрильи запланировал на один полет меня как раз с этим экипажем. Рейс этот был грузовым, его заказал Воронежский завод радиодеталей (ВЗР). Надо было срочно отвезти партию груза в Новосибирск, и сразу порожняком вернуться назад...
Загрузка самолета позволяла нам сделать полную заправку, и в ночь на 9 января мы вылетели в Новосибирск с одной промежуточной заправкой в Челябинске. Погода везде стояла хорошая, и ничто нам не помешало выполнить этот рейс без задержек.
Утром мы прибыли в Новосибирский аэропорт Толмачево, представитель завода, который прилетел с нами, остался сдавать груз получателю, а мы, экипаж, отправились на отдых в гостиницу - «быстренько» поспать. И ближе к вечеру 10 января, уже отдохнувшие, на пустом самолете, и опять полностью заправившись, мы вылетели назад. Маршрут был тот же – Новосибирск-Челябинск-Воронеж.
Уже давно стемнело, и весь полет проходил в ночном небе. Ярко сияли звезды, на земле хорошо просматривались огни населенных пунктов, - было ясно. Еще не долетая до Омска, где то далеко, на горизонте, слева, примерно на 45* от линии пути, мы все обратили внимание на ярко светящуюся часть горизонта. Хоть и далеко все это было, но стало заметно, что тот район был прикрыт слоистой облачностью, - она хорошо выделялась на фоне этого свечения. Постепенно стало заметно, что источник света поднялся выше облаков, и как яркий прожектор освещал обширную зону на горизонте. Это было весьма необычное зрелище, такого никто из нас раньше в небе не видел…
Потом этот источник, который продолжал все так же ярко «светить», несколько сменил направление движения, отклонился от вертикальной траектории влево и стал быстро уходить на восток с набором высоты. Мы летели на запад, поэтому со светящейся «звездой», движущейся вверх и на восток, мы «расходились» довольно резво.
Вскоре за этой яркой «звездой» в небе потянулся широкий белый конус. Затем «звезда» оторвалась от вершины конуса, и расстояние между этим полупрозрачным подобием конуса и яркой голубой звездой стало быстро увеличиваться. Это было реально необычно и очень зрелищно…
Наш командир на всякий случай сообщил диспетчеру Омска о наблюдаемом явлении, на что диспетчер, каким то будничным и скучным голосом ответил:
- Слушайте сообщение ТАСС…
В принципе, мы уже и сами поняли – это был старт космического корабля с Байконура. Как позднее, после посадки в Челябинске, выяснилось – это стартовал Союз-27 с двумя космонавтами на борту (Джанибеков и Макаров).
Затем, второй раз, и тоже в январе, ранним вечером мне довелось увидеть в еще светлом, но уже темнеющем небе, очень похожую картину. Правда, на этот раз с земли. Это было в Архангельске, где я проходил учебу на КПК (курсах повышения квалификации), в УТО (учебно-тренировочном отряде) Архангельского управления гражданской авиации. Тогда я уже начал летать на Ту-134.
В то время, в январе 1982 года, в Архангельске уже не первый день стояла тихая, ясная, но очень морозная (-45*С) погода. И с земли, «картина» набирающей высоту и уходящей в космос ракеты, была тоже очень впечатляющая. И, в общем то, похожее на то, что мне довелось уже увидеть из самолета четыре года назад. Этот старт был осуществлен, как я думаю, с полигона Плесецк, в Архангельской области.
В тот же вечер по Центральному телевидению в новостях было объявлено об очередном успешном выведении на орбиту Земли советского спутника серии «Космос»…
Я позволил себе это вступление для того, чтобы читателю было понятно – такое явление, как стартующие в космос ракеты, я уже видел. Неоднократно в полетах я наблюдал так же северные сияния и некоторые другие оптические эффекты в небе, - по своей натуре я был, и остался романтиком, и всегда с большим интересом и вниманием относился к подобным явлениям.
В то время в нашей стране тема НЛО, или если следовать официальному термину «аномальные явления в атмосфере» относились к категории запретной темы. Я не хочу сейчас размышлять кто, зачем и почему так решил, и правильно или неправильно было прикрыть эту тему завесой какой то тайны. Просто – в СССР так было принято…
И, тем не менее, кое что все же вырвалось наружу. В первую очередь это был «Петрозаводский феномен» в 1977 году. Хоть это произошло в ночное время, но слишком много людей в Петрозаводске все же видели эту большую светящуюся «медузу» над городом, и были сделаны фотоснимки этого, назовем его «явления». Скрыть от народа (а ведь «кому то» этого очень хотелось) это событие тогда не удалось…
А второй, не менее сенсационный случай, произошел осенью 1984 года, в небе над Белоруссией. Тогда с непонятным явлением (объектом – если быть точным) в полете встретились два самолета Ту-134А, - один Эстонского, а второй Грузинского Управления гражданской авиации. Они оба выполняли обычные пассажирские рейсы – эстонский борт возвращался из Тбилиси через Ростов в Таллин, а грузинский следовал из Ленинграда в Тбилиси.
О том, что произошло в ту осеннюю ночь в небе над Белоруссией, в конце января 1985 года, газета «Труд» опубликовала статью под названием «Ровно в 4.10…»
И эта небольшая статья тогда буквально «взорвала» информационное пространство.
Уже на следующий день этот материал перепечатали крупнейшие информационные агентства и ведущие СМИ по всему миру. А что касается появления этого материала в советской центральной газете «Труд» - то, как говорится, это вызвало эффект разорвавшейся бомбы. И «первой взрывной волной», - как сейчас можно найти об этом сведения в интернете, накрыло как раз всех, кто имел отношение к подготовке этого материала…
Осенью, в октябре этого 1984 года, я как раз находился в Минске на очередных сборах КПК в УТО Белорусского Управления гражданской авиации.
(Хоть это и не по теме, - заметьте, как часто летному составу гражданской авиации СССР приходилось тогда учиться, подтверждать квалификацию и повышать свой класс)
В нашей группе бортмехаников Ту-134 учились двое ребят из Таллина. Но, они ни словом тогда не обмолвились о том, что произошло с одним из их экипажей.
И вот когда это событие стало известно во всем мире, где то ранней весной 1985 года, в аэропорту Адлер, случай свел меня с одним из таллиннских ребят, с которым мы учились на КПК в Минске в одной группе. Ту-134А, прибывший из Таллина, зарулил на соседнюю стоянку, где готовился к вылету в Воронеж как раз наш самолет.
Мы сразу узнали друг друга, поздоровались и, как и подобает однокашникам, завели разговор «за жизнь»… И в этом разговоре, на мой прямой вопрос:
– А ты ЭТО тогда уже знал?!
Ответ был коротким, но очень ёмким :
- Да…
Тогда, в Адлере, в разговоре со своим однокашником по теме осеннего события в небе Белоруссии, и что за этим потом последовало, я узнал много нового и интересного. Стало понятно, почему они, ребята из Таллина, тогда молчали…
В подробности я вдаваться не буду, а вот кому это интересно – может легко найти множество статей конкретно об этих событиях в интернете…
После развала СССР, в печати, на телевидении, а позднее и в интернете, пошел, и по сей день не прекращается, нескончаемый и огромный поток различных статей, фотографий, видео, и других публикаций и «откровений» по теме об НЛО и инопланетянах.
Господи, чего же там только не найти! Тут тебе и «горячие репортажи» с мест «посадок» НЛО, и многочисленные рассказы о встречах и «контактах» с инопланетянами, и байки о похищениях инопланетянами землян. Обязательно есть свидетельства «очевидцев» о различные экспериментах «зеленых человечков» над людьми, и о полетах на НЛО в другие миры и созвездия, - разумеется, с последующим возвращением назад, и много, много другого вымышленного и дешевого фантастического бреда…
Однако, все же хочу перейти к событию, ради которого я и написал эту главу с таким длинным лирическим отступлением. И это отступление я себе позволил только для того, чтобы подчеркнуть, что то "явление", о котором я хочу рассказать - совершенно не похоже на те, которые я видел, или о которых слышал и читал до этого.
Постараюсь изложить все коротко, по существу и без разного рода предположений и домыслов…
В ночь с 13 на 14 сентября, на самолете Ту-134А с бортовым номером СССР – 65756, наш экипаж выполнял рейс 2523/2524. Во второй половине ночи, из Мурманска мы возвращались в Воронеж, шли на эшелоне 10100 метров, погода была ясная, полет спокоен, болтанка отсутствовала. В тот момент мы находились еще в МВЗ (Московской воздушной зоне), Москва осталась позади, мы подходили к Веневу. В небе светили звезды, а на земле, на сколько хватало глаз, огоньками светились пятнышки населенных пунктов.
Рейс приближался к завершению, чувствовалась уже накопившаяся усталость. С разрешения командира корабля, Валерия П., я вышел на кухню – выпить чашку кофе. Одна из наших девушек стюардесс находилась в салоне, а вторая, Таня З. была на кухне, и разливала в расставленные на подносе чашки лимонад и минеральную воду – для пассажиров.
Не успел я обмолвится с Танюшкой и парой фраз, как в кухню буквально «влетел» наш второй пилот Александр Г. с растрепанными волосами (видимо одним махом скинул гарнитуру с головы), и с возбужденным видом, говорит:
- Мишка, пошли срочно в кабину!..
И сам тотчас развернулся и «рванул» назад. Я бросаю чашку в раковину, и бегом за ним…
Сашка торопясь усаживается в свое кресло, а я, еще не успеваю ничего сообразить, только мельком гляжу на приборные доски – да все, вроде в порядке, красные или предупреждающие табло и сигналы не горят, все параметры в норме…
А командир хватает меня за локоть, и говорит:
- Да ты не сюда, а туда, туда смотри!!! – и кивком головы вперед указывает мне в левое лобовое стекло кабины пилотов.
А там, в черном ночном небе… Ё-моё, да такого мы отродясь не видывали!!! Впереди, левее и немного выше полета, висит яркий оранжевый шар, абсолютно четкой правильной формы, с виду плотный – никаких намеков на прозрачность. Да и по размерам – похоже, очень большой. Интенсивность его свечения быстро нарастает, он «горит» все ярче и ярче, даже смотреть на него становится как то «не комфортно», глазам неприятно…
Я спрашиваю командира и второго пилота, - да откуда он, и как появился? Ведь пару минут назад ничего в небе не было...
Ответ, если отбросить всю ненормативную лексику, можно озвучить примерно так:
- Да ни откуда! Неожиданно и сразу «засветился»…
Размер его и расстояние до него определить было трудно, но, в размерах он не менялся, и «висел» неподвижно. А почему мы решили, что он весьма большой и неподвижный, - да потому, что если учитывать, что мы летели со скоростью 850 км/час, он, не меняя высоты и размеров, медленно и плавно смещался относительно нас назад. На беглый взгляд до него было километров 50-70. «Висел» он, как мы тогда посчитали, где то в районе немного южнее Рязани. Но, это только на наш взгляд, возможно мы были и не правы...
Штурман, Борис Б., попытался определить до него расстояние по радиолокатору, однако бортовой локатор его не обнаруживал…
Как раз в это время прямо по курсу и выше нас на соседнем эшелоне 10600 метров шел встречный иностранный Боинг-747. Он доложил диспетчеру «Москва-Контроль», что наблюдает светящийся шар. Через несколько секунд Боинг, оставляя за собой четыре густых инверсионных следа, и сверкая своими проблесковыми и навигационными огнями, разошелся с нами, уходя дальше на север…
Московский диспетчер спрашивает:
- 756-й, а вы наблюдаете левее полета светящийся объект? О нем только что доложил встречный вам борт..
- Наблюдаем, - ответил командир
- А у меня на локаторе ничего в этом районе нет, - ответил диспетчер.
Вот как, - шар-«невидимка»...
А дальше с этим шаром начало происходить следующее – перестала нарастать интенсивность свечения, зато снизу, слева, из шара начал быстро «расти конический хвост» - сначала он двигался вниз, потом завернулся вправо, а затем движение этого хвостика прекратилось. В небе висела большая, ярко светящаяся оранжевая «запятая», только повернутая своим хвостиком в обратную сторону. Так продолжалось несколько секунд, с «запятой» мы уже поравнялись – она была у нас строго на траверзе. И в этот момент резко, как будто кто то отключил свечение этой «запятой» - она стала быстро гаснуть прямо на глазах, зато от нее вдруг с огромной скоростью стал расходиться тонкий и яркий ореол. Это был идеальный круг, тонкий, очень яркий и красно-оранжевого цвета – такого же цвета, как до этого светился шар. Ореол заполнил собой весь небосвод, нижняя часть этого круга ушла за линию горизонта, и продолжала расти, правда, уже не так быстро. Да и интенсивность свечения ореола стала блекнуть. Вскоре «запятую» и ореол уже почти невозможно было наблюдать из кабины, так как мы с ними уже просто разошлись, продолжая полет на юг.
Я снова вышел из кабины на кухню, там полностью выключил освещение, и некоторое время продолжил наблюдать за этим «шоу» из иллюминатора входной двери самолета. «Запятая» стала бледно оранжевой и почти прозрачной, а ореол уже выглядел как две бледные и очень тонкие вертикальные дуги, - одна далеко позади, а другая далеко впереди самолета. Нижняя часть ореола уже давно, в первые же секунды его появления, ушла за видимый горизонт, а верхняя часть ореола растворилась в небе вверху – ее просто невозможно уже было увидеть из иллюминатора…
Время уже нас «поджимало», мы, выполнив предпосадочную подготовку и проведя контроль по карте, приступили к снижению, и вскоре уже приземлились в своем аэропорту Воронеж. Рейс был завершен, и мы разъехались по домам…
У нас хватило ума не распространяться на эту тему, - в конце концов мало ли кто чего видел в полете? Видел и видел…
А что это было? Да кто его знает, не хватало нам забивать мозги и усложнять себе жизнь. В нашей стране, да еще с нашей то работой – болтать что попало?!
Нет уж, извольте, это чревато, а нам еще до пенсии тогда было пахать – «как медным котелкам»…
Почему то, вспоминая это событие, мысленно так и хочется сказать самому себе - как в фильме «Неуловимые мстители»:
- А вдоль дороги – мертвые с косами стоять! И тишина…
- Брехня!..
Уже можно было бы и закончить эту главу, со временем и у меня все это как то сгладилось в памяти. Однако, где то в начале 90-х, когда наступили смутные времена, в Воронежском музее изобразительных искусств имени Крамского, открылась какая то заезжая из столицы, выставка. Названия ее я точно не помню, но посвящена она была «животрепещущей» тогда у народа теме – НЛО и «свидетельствами» о контактах с внеземными цивилизациями.
Я бы не при каких обстоятельствах не пошел бы смотреть всю эту чушь, но тогда мы семьей с детьми гуляли в городе, и волей случая оказались рядом с музеем. Дети стали уговаривать – пойдем в музей, посмотрим про НЛО – ведь интересно же!
Пришлось идти… День был выходной, и посетителей в музее было очень много, многие с детьми.
Без особого энтузиазма и скептически я рассматривал фотографии летающих объектов, зарисовки и «фотографии» инопланетян, снятые в разных частях мира, описания «встреч» или «контактов» с представителями других миров, ну и прочий бредовый "информационный" материал.
Много фотографий и свидетельств было посвящено и упоминавшимися мной в начале этой главы, петрозаводской «медузе» и встречи НЛО с двумя Ту-134 в небе Белоруссии.
И вдруг, неожиданно, я увидел несколько больших фотографий, снятых на улице какого то небольшого провинциального российского городка (сейчас уже и не помню, какого). Здесь же на плакатах было и описание свидетелей этого явления… Вот так "встреча"!!!
Это была она, знакомая мне «запятая»! И описание вполне соответствовало тому, что мы тогда наблюдали всем экипажем в ночном небе южнее Рязани!
«Запятая» была такая же, «вывернутая» на изнанку, и про ореол тоже упоминалось…
Правда, и дата наблюдения, и место были указаны совсем другие. Стало быть, появление этой «запятой» было не единичным явлением.
Так и что же все таки это было?
Для нашего экипажа это так и осталось загадкой. А с другой стороны – а оно нам сильно было надо? Мы тогда спокойно и мирно разошлись с этим явление – каждый своей дорогой, и это радует…
Вот тебе и «брехня»…
А в завершение хочу сказать тем, кто прочел эту главу: если кто то напишет свои комментарии, предположения или критику - я конечно, прочту их с интересом, но ответов от меня по этой теме не будет...