Каждый подопечный в команде «Метелица» хотя бы раз проходил или планирует проходить медико-социальную экспертизу (МСЭ). Все, кто сталкивался с такой задачей знают, какой это муторный процесс. Мы поговорили с подопечной и сотрудницей команды Еленой Шерышовой о том, какие подводные камни ожидают на каждом из этапов: сбор документов, подача заявления в поликлинике, получение заключения, справки об инвалидности и ИПРА. Разговор получился насыщенный, и мы планируем выпустить две части этой импровизированной инструкции о том, как же все-таки максимально безболезненно пройти комиссию.
Когда ты оформляла инвалидность впервые, сколько по времени у тебя это заняло?
В самый первый раз я проходила МСЭ в моем маленьком городе, и на тот момент моя семья не знала нюансов о том, как это делать. Слава Богу, у меня был хороший врач-травматолог. Он нам многое подсказал. Сначала мы хотели проходить комиссию в августе-сентябре, когда меня выписали из больницы, и до моего совершеннолетия оставалось несколько месяцев. И травматолог сказал, что нет смысла проходить сразу, потому что тогда эта инвалидность была бы только до 18 лет, а потом сразу пришлось бы проходить комиссию повторно. И он предложил: «Давай подождем, потом ты придешь, я тебя госпитализирую в больницу на неделю, пройдешь тут всех врачей, все анализы, а потом я весь необходимый пакет документов соберу и отправлю на медико-социальную экспертизу».
Тогда можно было проходить обследования для МСЭ прямо в больнице?
И тогда, и сейчас, можно лечь в больницу, чтобы собрать документы на МСЭ.
Когда я выписалась спустя неделю, мы поехали в бюро, они сразу же рассмотрели мое дело, но также там произошла некрасивая ситуация: у них было не оборудовано здание (оно и до сих пор не оборудовано) даже не то, что на коляске туда не подъехать, а еще и узкие коридоры, по которым моя коляска просто не проезжала. И моей маме пришлось меня на руках нести до нужного кабинета.
Когда мы туда зашли, маму сразу выгнали за дверь. А я вообще не знала, что там нужно говорить. Мне замерили талию, посмотрели все рубцы, а потом попросили меня подождать в коридоре, я тогда не могла сидеть, мама меня посадила на стул рядом с кабинетом, а ее пригласили зайти. Как рассказала потом мама, ей поставили такие условия: либо мы даем вашей дочери первую группу, либо вторую, но в справке напишем «инвалид детства», поскольку она получила травму еще до 18 лет. Мама спросила, в чем разница. Они ей ответили, что у первой группы пенсия на 1000 рублей больше. Но они ей не сказали о том, что инвалиду первой группы положен присмотр: либо к нему приходит соцработник, ухаживает, помогает, либо родственники оформляют уход за инвалидом. Обо всех этих нюансах маме никто не сказал. Естественно, моя мама выбрала вторую группу инвалидности и запись в справке «инвалид детства», потому что я получила травму до 18 лет.
Прошло несколько месяцев, мы с мамой стали беспокоиться, что нет пенсии, не выдают памперсы. На тот момент моей жизни памперсы у меня улетали со скоростью света. Упаковка из 30 штук могла за три дня испариться.
Про все эти тонкости с видами инвалидности и расходниками вы вообще тогда ничего не знали?
Не знали, и когда моя мама стала беспокоиться, почему нет пенсии, она пошла в пенсионный фонд. Там у нее попросили доверенность, я написала в свободной форме от руки, и они пошли на уступки. И сказали маме: «надо было подавать заявление», мама сразу написала заявление на выдачу пенсии. Естественно, пенсия задержалась еще на месяц. Прошло еще месяца четыре, а памперсы так и не выдали. Мама выяснила, что надо идти в ФСС (Фонд социального страхования, здесь и далее прим. редактора) подавать заявление на выдачу ТСР (технические средства реабилитации).
Сейчас ты уже несколько лет живешь и проходишь реабилитацию в Москве. Как ты получаешь переосвидетельствование, ведь подтверждать инвалидность нужно каждый год, если нет бессрочной группы?
Да, в следующем году я уже проходила комиссию в Москве. И мне помогал в этом сотрудник «Метелицы» Сережа. Я оформляла подтверждение инвалидности. Сережа мог не каждый день со мной ездить. Поэтому мы планировали наши походы к врачу так, чтобы ему было удобно. И так получилось, что мы думали продлить инвалидность к первому ноября, а смогли только в феврале. Мы первым делом сдали анализы, начали проходить обследования, потом врачей. Поскольку это заняло много времени: не совпадали расписания врачей и свободные дни у Сережи, у нас процесс затянулся. И когда подошел момент сдавать документы, выяснилось, что анализы и некоторые исследования просрочены. И нас заставили их заново сдавать.
А сколько врачей тебе нужно было пройти?
Для заключения по моей травме мне надо было пройти пять врачей: уролога, невролога, хирурга, терапевта, травматолога.
Как узнать, какие врачи нужны по твоему диагнозу, тебе дает список тот врач, который направляет?
Я прикреплена к поликлинике на юго-западе Москвы, там есть специальный отдел КЭР (клинико-экспертная работа), который занимается документами на МСЭ. Туда нельзя записаться по ЕМИАС, ты приходишь в поликлинику, ищешь этот кабинет и смотришь расписание на нем. Там сотрудница принимает документы. К ней подходишь и говоришь, что надо оформить или продлить инвалидность. Она открывает большую папку и говорит, какие исследования тебе необходимы для МСЭ по твоей травме.
Но есть такой нюанс. Например, в моей поликлинике сотрудница почему-то часто не договаривает, какие обследования необходимы. Вот ты выполняешь все по ее списку, сдаешь ей весь пакет документов, она его отправляет в бюро МСЭ, а потом из бюро МСЭ тебе напрямую звонят и говорят, мол, вам не хватает того и этого. Пока вы это доделываете, истекает срок годности анализов, потом они говорят: «вам надо пересдать анализы». С такой ситуацией я столкнулась в прошлом году. Теперь, чтобы такое не повторилось, я просто напрямую в бюро звоню сама: «подскажите пожалуйста, мне надо продлить инвалидность по такой-то травме с такого-то года, какие исследования и каких врачей мне нужно пройти по вашему протоколу?»
Например, насчет Никиты я им звонила весной, потому что не знаю, что по травме шеи надо проходить. Я им позвонила, через полчаса, сотрудница уже подготовила весь этот список, продиктовала его, и выяснилось, что там нужно еще три исследования и два врача, о которых мне забыли в поликлинике сказать. Она очень удивилась этому. К сожалению, уже не в первый раз с таким сталкиваюсь, когда помогаю людям получать инвалидность. Надо все перепроверять.
Мы с Никитой прошли обследования по списку, все сделали, и когда я пришла сдавать документы, там было двое сотрудников: мужчина и женщина. Женщина, прошу прощения, с таким надменным лицом сказала: «я не буду у вас принимать документы, прими ты» (коллеге). Он начал проверять все эти документы и был в шоке: «тут наверное больше, чем надо!». А женщина сказала: «все равно им что-то будет недоставать, все равно будете что-то доделывать». Эти ее слова меня, конечно, шокировали.
Четверо наших подопечных: Юра, Кеша, Катя и Рома проходят или уже прошли обследования для МСЭ в другой поликлинике здесь, поближе к Пенино. Поскольку эта поликлиника новая, здесь не знают, как это работает. Даже та же патронажная служба.
Какие обязанности у патронажной службы?
Люди с инвалидностью имеют право на помощь патронажной службы, например, когда проходят комиссию по инвалидности. По крайней мере, так написано в законодательстве. Также эта служба обязана всех родственников, либо тех, кто ухаживает за инвалидом первой группы, адаптировать, научить, как ухаживать. Если инвалиду нужно пройти какое-то обследование, проконсультироваться у врача или сдать анализы, патронажная служба должна привозить и увозить пациента в поликлинику. Когда мы с Никитой проходили МСЭ мы это сделали без помощи патронажной службы, своими силами. А с другими ребятами в местной поликлинике, когда мы обратились, мне напрямую сказали там: «мы этого делать не будем, потому что у нас машина дается один раз в неделю, и она у нас на полгода уже расписана». К тому же, такого отдела КЭР, как в моей поликлинике, тут нет, и поэтому надо просто идти к терапевту, и он дает этот список. Но терапевт тоже не знает всех тонкостей по каждому диагнозу, тут все врачи довольно молодые, и у них опыта в этом вопросе нет. Моя коллега Кристина проходила там по списку врачей в июле, а ее документы в бюро МСЭ отправили только в сентябре. И теперь в бюро ей могут сказать: «вы знаете, ваши анализы уже недействительны, сдавайте повторно».
Сколько времени проходит от подачи документов до получения инвалидности, есть ли у тебя свой рекорд?
Рома и Юра проходили платно. Все анализы, обследования и всех врачей. А с Никитой мы делали в поликлинике по ОМС. Схема такая: перед тем, как идти в отдел КЭР, я заранее, на этот же день, записалась ко всем доступным врачам: урологу, терапевту, хирургу и офтальмологу. К ним можно напрямую через ЕМИАС записаться. Самая первая запись – к терапевту. Я зашла в кабинет отдела КЭР, все узнала, сразу же побежала с Никитой к терапевту и попросила открыть записи на анализы и к врачам. Терапевт открыла запись на все возможные исследования и к неврологу, но к травматологу было не так просто записаться, чтобы к нему попасть, мы целый день сидели на телефоне. Первого числа открылась запись на месяц, и я сразу записала Никиту везде так успешно, что мы с ним за четыре дня все прошли. Еще моя задача заключалась в том, чтобы снять ксерокопии всех выписок и документов и получить выписку из домовой книги.
А выписка тоже всегда нужна?
Выписка из домовой книги нужна тем, кто оформляет инвалидность по временной регистрации, без нее бюро МСЭ даже не будет рассматривать документы. Когда мы с Сережей Козловым проходили комиссию в Москве, нам сказали – без этого документа мы не знаем, может быть у вас поддельная регистрация.
Об этом в поликлинике вас никто тоже не предупредил?
Нет, об этом никто не говорил мне тогда. Сейчас в моей поликлинике мне заранее сказали. А в новой поликлинике, где проходили Юра и Рома, мне люди из патронажной службы заявили: «а зачем выписка из домовой книги?» Они об этом не знали.
Все это сейчас в электронном виде отправляют, а не в бумажном, как было раньше, в поликлинике быстро все дополняют и в ближайший день, когда курьер приходит в поликлинику, их отправляют в бюро МСЭ. И даже недели не прошло, нам позвонили и сказали, что можно приходить и забирать.
Нужно ли присутствовать при рассмотрении документов, как это всегда требовалось раньше?
В поликлинике нам с Никитой выдали анкеты, и в одной из них был вопрос «Как вы хотите пройти медико-социальную экспертизу: очно или заочно?» И я отметила заочно. Когда я сдавала документы Ромы и Юры, мне такую анкету не дали. Я у них спросила: «девушки, а где анкета, которая нужна для выбора как проходить МСЭ?» Они ответили, что у них такой анкеты нет. Я боялась, что ребят действительно вызовут на эту экспертизу, но, слава Богу, бюро МСЭ рассмотрело дистанционно документы Юры, а сейчас рассматривает Ромины. И если весь процесс на юго-западе Москвы у Никиты прошел очень быстро, то здесь, когда я сдала Юрины документы, мне в патронажной службе сказали, что отправят их в МСЭ только через полтора-два месяца, и у меня чуть челюсть не отпала… Я у них спросила, почему так долго. Ведь я же им все готовое принесла. Они ответили: «Нам надо то заполнить, это заполнить, у нас тут очередь».
Но это же не должно стать проблемой того, кто проходит комиссию, ведь через два месяца они отправят, а нам позвонят из бюро и скажут, что надо все повторять заново… Я запаниковала, пришла к Светлане Александровне (президенту «Метелицы», прим. редактора), мы написали письмо заведующему поликлиникой, и, буквально через четыре дня, патронажная служба написала мне, что документы отправили в бюро.
Если вам не говорят точной даты отправки документов или называют слишком длинный период, то, чтобы перестраховаться, больше себя не мучить и не проходить все заново, надо писать заявление.
Есть еще одна важная деталь. Когда бюро МСЭ получает документы, то у них начинается свой отсчет срока годности анализов – два месяца, а пока документы лежат в поликлинике, до передачи их в бюро, срок годности документов постепенно истекает, поэтому важно подать в бюро весь пакет как можно раньше. Когда документы попадают в бюро, то они либо их там сами рассматривают, либо – что чаще – передают их в главное бюро Москвы, если это в Москве происходит. И там, в главном бюро МСЭ должны успеть рассмотреть все эти документы, пока не истечет срок в два месяца. А когда это время проходит, они говорят: «к сожалению, вам надо обновить анализы». Я раньше не знала, что у них есть свои внутренние сроки. Эти сроки распространяются, конечно, не на все обследования. Так, например, у флюорографии срок годности шесть месяцев, у КТ – год, а вот у анализов всего неделя. Поэтому так важно, чтобы из поликлиники быстро передали документы в бюро МСЭ, там у них уже долгие сроки идут. Но этот момент, похоже, зависит от качества организации в каждой отдельной поликлинике, хотя об этом сроке – два месяца – знают во всех поликлиниках.
Во второй части через неделю читайте о том, что такое ИПРА и на какие строки в этом документе важно обратить особое внимание.