Материал Натальи Топурия
Если у ребенка расстройство аутистического спектра, то скорее всего у него есть и сложности с пищевым поведением. Редких детей в спектре миновало пересечение этих двух состояний.
Самая распространенная проблема с питанием при аутизме - это избирательность в еде или, как ее еще называют, расстройство избирательного питания. Однако, дети с РАС испытывают и другие трудности с пищевым поведением.
Давайте разберемся, с какими пищевыми проблемами приходится сталкиваться детям с аутизмом:
1. Расстройство избирательного питания (избегание некоторых видов еды, отсутствие интереса к еде, безразличие к тому, как это сказывается на весе и размерах),
2. Нервная анорексия (жесткие ограничения в еде и озабоченность внешним видом своего тела),
3. Пикацизм (компульсивное поедание несъедобных предметов),
4. Булимия (быстрое поедание большого количества еды с последующим очищением),
5. Компульсивное переедание (рутинное переедание без принятия компенсационных мер).
Про избирательность в еде, на сегодняшний день, написано много текстов и специалисты научились довольно успешно справляться с этой проблемой. Значительно меньше материалов о переедании, с которым сталкиваются многие дети с РАС, особенно по достижении подросткового возраста. И даже те из них, которые еще вчера воротили нос от самых вкусных блюд, в какой то момент начинают сметать с кухонных полок все, что не приколочено.
К сожалению, компульсивное переедание (впрочем, как и другие пищевые расстройства) негативно влияет на здоровье и может спровоцировать развитие болезней желудочно-кишечного тракта. А если вспомнить, что у пациентов с РАС далеко не всегда возможно вовремя выявить внутреннюю проблему, то становится ясно, как важно уделять внимание изменению их нездоровых пищевых привычек.
Почему дети с аутизмом переедают? Есть несколько причин и, только тщательно проанализировав их, можно выстроить эффективную стратегию помощи.
1. Тревожность и трудности с эмоциональной регуляцией.
Дети с аутизмом часто имеют высокий уровень фоновой тревожности, они чаще воспринимают окружающие их обстоятельства и происходящие в их жизни события как стресс. Это, обычно, бывает вызвано трудностями с пониманием речи и социального контекста, невозможностью распознать или удовлетворить свои потребности, проблемами с интероцепцией. В таких случаях, еда для них становится средством избегания эмоционального дискомфорта. Потребляя пищу, они заглушают тревогу, успокаивают себя, помогают себе приспособиться к неблагоприятной для них среде и справится со стрессом.
2. Сенсорные потребности.
Некоторые дети при помощи еды удовлетворяют оральную сенсорную потребность. Это может быть и поиском сенсорного удовольствия и способом отвлечь себя от неприятных переживаний на сенсорные ощущения.
3. Повторяющееся поведение и трудности с переключаемостью.
Компульсии - это одна из характерных черт как аутизма, так и расстройства пищевого поведения. Человек с такими расстройствами с трудом может остановиться, (например, перестать есть) и переключиться на новый вид деятельности. Любое вмешательство со стороны вызывает сильный дистресс.
4. Отсутствие режима питания.
Непредсказуемость времени приема пищи может толкать ребенка с аутизмом на неконтролируемое потребление еды.
5. Скука и отсутствие альтернативных способов досуга.
Если ребенок с аутизмом не знает, чем себя занять в свободное время, то он может прибегать к доступному и гарантированно приятному способу времяпрепровождения.
6. Еда - как источник удовольствия.
У некоторых детей развивается зависимость от удовольствия, которое он получает во время употребления еды. Это происходит по принципу развития зависимостей любого рода. Каждая новая “доза” приносит меньше удовольствия, чем ожидалось, а это толкает на поиск новой “дозы”, причем в большем объеме. Чаще всего, в корне проблемы лежат ограниченность интересов и сужение спектра потребностей (например, вследствие систематического их неудовлетворения).
Невозможно изменить проблемное пищевое поведение ребенка с РАС, влияя только на сами привычки питания. Как мы видим, причин у перееданий может быть много и важно начать решать проблему не самого переедания, а того, что его вызвало. Общими могут быть следующие рекомендации:
- создание благоприятной среды и условий для формирования здоровых пищевых привычек;
- использование знаний о формировании поведения при помощи поощрений и подсказок;
- отказ от жестких ограничений и аверсивных стимулов (наказаний любого рода);
- развитие новых интересов у ребенка и внимание к имеющимся,
- обучение навыкам, которые будут помогать ребенку удовлетворять потребности,
- развитие толерантности к эмоциональному дискомфорту и обучение способам эмоциональной регуляции.
#детскаябулимия #детскаяанорексия #компульсивноепереедание #рпп #рппудетей #натальятопурия #мояпланета #детскийаутизм