В прошлой статье, говоря о пороге фантазирования, я анонсировал более развёрнутое рассуждение на тему изменения размеров в фантастике. Вот оно.
Два вопроса стоят перед авторами, увлечёнными данной темой:
Как такая технология, позволяющая уменьшать и увеличивать людей, повлияла бы на экономику, промышленность, медицину, транспорт, урбанистику?
Как могут сосуществовать разумные существа разных размеров?
Наследие Гулливера
Истоки темы восходят ещё к «Путешествиям Гулливера».
Сам Джонатан Свифт от лица своего героя осторожно заглядывает за порог фантазирования, но не переступает его:
Лилипуты едва ли стоят того, чтобы для покорения их снаряжать армию и флот, и я не думаю, чтобы было благоразумно или безопасно произвести нападение на бробдингнежцев (на гигантов из Бробдингнега).
А ведь было бы интересно почитать и посмотреть такое развитие вселенной Гулливера, в котором Англия пытается колонизировать Лилипутию и Страну Великанов.
Забавно продолжил историю Сергей Лукьяненко в фанфике «Доктор Лем и нанотехи». Что мне особенно нравится в нём, это рассказ не про Гулливера, а про технологию использования лилипутов (как «Авиатор» – это фильм не только про Говарда Хьюза, а про авиацию).
Интересная сцена есть в пародийной экранизации Гулливера 2010 года – там действие перенесено в современность, а Гулливер оказывается в кукольном домике у гигантской девочки. Надо понимать, это бробдингнежка условного 21-го века. Если убрать комедийность, то сразу возникают вопросы: где её родители? где другие великаны? как сложатся их отношения с мировым сообществом? В этом кукольном домике был ещё труп военного лётчика, который, видимо, случайно туда залетел. Какова позиция России, Китая, Индии и НАТО по поводу Страны Великанов?
Есть фильмы про столкновение людей с гигантскими монстрами – с Годзиллой, Кинг-Конгом, кайдзю из «Тихоокеанского рубежа», с титанами из кровавой «Атаки титанов». Но это столкновение с малоразумной силой – по сути, просто с гигантскими животными. Если бы это было взаимодействие с разумными существами другого размера – у которых есть своя цивилизация, своя экономика, своё общественное устройство – это потребовало бы на порядок более высокого уровня сочинительства.
Что-то подобное немного показано в фильмах «Люди в чёрном» и мультфильме «Зверополис», где вместе уживаются существа разных размеров.
Пожалуй, дальше всех продвинулся Бернард Вербер в литературной трилогии «Муравьи» и её дополнениях. Книги, достойные зрелищной экранизации. В одном из эпизодов муравей даёт пресс-конференцию и с помощью специального устройства для человеко-муравьиного общения на вопрос «докажите, что вы разумны» отвечает: «докажите, что разумен человек». А советники президента Франции рекомендуют ему официально пригласить муравья в президентский дворец как представителя иной цивилизации.
Как применять технологию (если бы она была)?
В фильме «Невероятно уменьшающийся человек» уменьшение показано не как возможность, а как проблема. Это ещё не про технологию, а про неконтролируемое явление, несчастный случай. Фильм выражает страх перед побочными эффектами необдуманных экспериментов.
Позитив появляется в фильмах «Фантастическое путешествие» и «Внутреннее пространство» – уменьшение до микроскопических размеров целого батискафа открывает новые возможности медицины. А заодно шпионажа.
Попытка заглянуть за пределы сюжета есть в «Приключениях Карика и Вали». В конце фильма журналисты берут интервью у профессора Ивана Гермогеновича и спрашивают про возможные экскурсии школьников в страну дремучих трав. А милиционеры говорят о перспективах использования уменьшающей жидкости, которая позволит найти иголку в стоге сена и вернуть её владельцу.
Классика жанра – «Дорогая, я уменьшил детей» и «Дорогая, я увеличил ребёнка». Во втором фильме мы даже видим некую серьёзную компанию, которая занимается разработкой увеличивающего аппарата уже не на чердаке главного героя, а по-взрослому, на промышленном уровне.
Но дальше-то что? Случайно уменьшил детей, случайно увеличил ребёнка – всё. Потом ещё была третья часть, где снова случайно уменьшил себя, жену и брата с его женой. А как же та серьёзная компания? Разорилась? Закрыла проект? Это как если бы нам показали фильм про первые опыты Томаса Эдисона с нитью накаливания – но не сняли бы ни один сюжет с повседневным использованием электрических лампочек.
В фильме «Человек-муравей и оса» мимоходом показано, как увеличенные муравьи помогают обустраивать лабораторию. Маловато будет, ещё хочу. Вместо супергеройской беготни я бы с удовольствием посмотрел (или снял), как инновационная строительная фирма увеличивает таёжных муравьёв для возведения в Сибири новых городов-миллионников.
Но особые ожидания были у меня от фильма «Короче» (“Downsizing”, «Уменьшение») с Мэттом Дэймоном и Кристофом Вальцем. В трейлере было заявлено, что наконец-то мы увидим целое общество «уменьшенцев»! Однако фильм получился скорее о проблемах мигрантов, а не о возможностях изменения размеров. И оставил кучу вопросов.
Вопросы к фильму «Уменьшение»
Стандартный вопрос про то, как изменение размеров согласуется с законом сохранения массы, традиционно остаётся за скобками. Хотя фильм претендует на научно-медицинскую натуралистичность при показе процедуры уменьшения – так что могли бы и дать какое-то наукообразное объяснение. Например, что излишки массы выделяются из тела в виде жидкостей или испарений под воздействием специального излучения. И для ещё большей натуралистичности показать эти излишки массы вокруг уменьшенных тел по окончании процедуры.
Две основные идеи внутри сюжета:
1) уменьшенцы меньше мусорят, поэтому быть уменьшенцем экологично;
2) уменьшенцам нужно меньше ресурсов, за те же деньги они могут жить богаче, чем при обычных размерах, поэтому быть уменьшенцем выгодно.
Допустим. Потребности уменьшаются. Но ведь и производительность уменьшается? Да, в чисто интеллектуальном труде уменьшенец может быть наравне с работником обычных размеров. Но выращивать картошку, добывать металл, строить дома – это уже задачи не по размеру. Даже для производства роботов, которые заменили бы людей в этом всём, не обойтись без рук нормальных размеров.
Или идея того, что человек должен не только развлекаться, но и приносить пользу, не рассматривается вовсе? Вот мы и видим в фильме общество инфантильных бездельников, эгоистов, паразитов.
Можно воспринимать фильм как критику капитализма и карикатуру на общество потребления. Может, авторы фильма примерно так и задумывали. Но я бы показал несостоятельность такого общества более отчётливо.
В городе уменьшенцев мы видим технику и электронику соответствующих габаритов: автомобили, видеокамеры, телевизоры, смартфоны, аппаратуру для дискотеки. Кто занимается миниатюризацией всего этого и за чей счёт? Не хотят ли авторы фильма сказать, что сделать миниатюрную видеокамеру с таким же качеством изображения, как у обычной камеры, будет дешевле? Наоборот, это будет гораздо сложнее и дороже! Для этого нужно вообще отдельные заводы создавать! Так ли уж экономна тогда оказывается концепция уменьшения?
Другой вопрос – про безопасность города уменьшенцев. Усиленных мер защиты в фильме не видно. А если какой-нибудь сумасшедший прорвётся с автоматом, протаранит грузовиком, подкинет бомбу или просто забежит потоптаться? Это будет уже не просто теракт, а теракт в масштабах геноцида. Чтобы не допустить этого, нужно объект с таким количеством народа ого-го как охранять. Экономическая целесообразность уменьшения оказывается ещё более сомнительна.
Могут ли уменьшенцы воспитывать детей нормальных размеров? Могут ли избираться в органы власти? Будут ли призываться в армию в случае военной мобилизации?
Короче, фильм «Короче» я бы снял иначе.
Темы на потом
Какие ещё темы и направления в фантастике вы хотите обсудить подробнее? У нас в запасе – телепортация, инопланетяне, параллельные миры, виртуальная и дополненная реальность, искусственное воскрешение, бессмертие, копирование личности и сознания…
Выбирайте, предлагайте. Сочиняйте!