Музыка неразрывно связана с творчеством липецкого художника Вячеслава Канищева. На его недавней выставке «Джаз предместий приветствует нас» звучали композиции Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. И джаз являлся логическим продолжением картин. Ярких и свободных.
Соединить два вида искусства было давней мечтой Вячеслава Канищева, который отмечает сегодня свое 81-летие. Однако долгое время воплотить в жизнь этот замысел не удавалось. Абстрактную живопись уже зрелого художника с неохотой брали на выставки. Но он продолжал идти своей дорогой.
– Впервые на этот «пижонистый» путь я встал еще в студенческие годы, – рассказывает Вячеслав Канищев. – Учился на худграфе в Орле и после занятий играл в квартете на гитаре, банджо в центральном кафе. Исполняли всё – от Эллингтона до песен Муслима Магомаева. И шейки, и твисты. В нашей группе был аккордеонированный баян, который умел играть даже как саксофон.
Директор кафе как-то попросил музыкантов оживить своими картинами одну из унылых стен заведения общепита. И на следующий день Канищев принес свои абстракции. Посетителям кафе понравились картины, которые оставляют пространство для воображения.
«Раньше мы приходили вас слушать, а теперь приходим смотреть», – говорили они.
Такую реакцию зрителей художник тогда оценил. Хотя в то время абстрактную живопись клеймили и называли беспредметным искусством, но люди ее почувствовали сердцем. Даже после знаменитого разноса Хрущевым выставки в Манеже это не остановило художников и искусствоведов.
Однажды Канищеву попалась книга Ганца Мюнха «Абстрактное искусство – ошибка против логики». Ее автор показательно бичевал художников-абстракционистов, но на самом-то деле знакомил публику с их творчеством.
– Он – умница, между строк описывал творчество самых выдающихся мастеров жанра, – говорит Вячеслав Канищев. – Но, что меня по-настоящему захватило, увлекло, – Ганц Мюнх обнаруживает и чуть ли не алгебраическим путем доказывает неразрывную связь между музыкой и абстрактной живописью.
В студенческие годы музыка была для Вячеслава Канищева не только источником постоянного дохода, но и приносила огромное удовольствие.
– Музыкой я начал заниматься еще школьником, в оркестре народных инструментов. Поступили туда с товарищем. Жили на Сырском Руднике. Хорошее было время, –вспоминает Вячеслав Канищев.
В армии ему тоже пришлось играть на гитаре.
– Я и служить-то пошел: на одном плече – гитара, на другом – этюдник. Я же художник. И всё приходилось делать, – говорит Вячеслав Михайлович.
Абстрактная живопись Вячеслава Канищева сыграла решающую роль при принятии его в Союз художников России. Вячеслав Канищев принес триптих ко Дню Победы. Увидев его, представители комиссии единогласно проголосовали за принятие в Союз художников.
- С тех пор я вышел на орбиту и начал хулиганить, – говорит Канищев.
Живопись Вячеслава Канищева оставляет пространство для воображения. Он уходит от изображения узнаваемых образов и дает повод помыслить. И зритель видит свободу создания композиций.
А в Липецком Доме музыки уже собралась целая коллекция полотен Канищева. Они украшают на сцене джазовые концерты и вечера. Имя художника мы всегда читаем на афишах.
Фото Николая Черкасова