Русская архитектура к середине XVIII века тоже не стояла на месте — к периоду правления Елизаветы Петровны начал формироваться стиль, получивший её имя в названии — «Елизаветинское барокко».
Этот стиль связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли, сыном К.Б. Растрелли, которому удалось соединить элементы итальянского барокко XVII века и популярного в его время французского рококо, сохранив наследие зодчих эпохи Петра I и Анны Иоанновны.
Работы Ф.Б. Растрелли
Отличительными чертами «елизаветинского барокко» можно назвать яркие, пышные, прихотливые формы, сложные архитектурные объемы объектов, обильный растительный орнамент и мягкие изгибы.
- 1755 г. — Большой Петергофский Дворец, построенный по примеру французского Версаля
- 1757 г. — Екатерининский дворец Царского Села, который Екатерина II называла «взбитым кремом»
- 1762 г. — Зимний Дворец Санкт-Петербурга, пятое здание Эрмитажа, до 1904 года был официальной резиденцией императорской семьи
- 1764 г. — Ансамбль Смольного Монастыря, где позже будет расположен Институт Благородных Девиц
В таком же порядке:
Растрелли вдохновил многих русских архитекторов, среди которых выделился Савва Чевакинский.
Классицизм
К 1760-м годам господствующим стилем в русской культуре, как и в Европе, становится классицизм. Его архитектурные характеристики не отличались от литературных: ориентация на античность, сдержанность, строгость, простота. Основными элементами были колоннады, портики, пилястры.
Главные постройки
- 1785 г. — Мраморный Дворец Санкт-Петербурга архитектора Антонио Ринальди.
- 1788 г. — здание Академии Художников в Санкт-Петербурге. Работа А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота
- 1784-1786 гг. — Дом Пашкова в Москве. Работа В.И. Баженова считается одним из главных шедевров раннего русского классицизма
- 1787 г. — Сенатский дворец Московского Кремля, построенный Матвеем Казаковым
- 1789 г. — Здание Академии Наук в Санкт-Петербурге, работа Джакомо Кваренги
- 1789 г. — Таврический дворец Санкт-Петербурга архитектора И. Старова
Мы сделали файл, где собрано 100 самых важных дат для ЕГЭ по истории. Жми сюда, чтобы получить его ВКонтакте.
Изобразительное искусство
Во второй половине XVIII века русский портрет достигает высшей точки своего развития, он же и остается основным жанром русской живописи.
Фёдор Рокотов был мастером небольших камерных портретов, он прекрасно передавал черты своих моделей даже в официальных парадных работах.
Дмитрий Левицкий считается гением торжественного портрета — он умело совмещал атрибуты и аксессуары окружения с характерами изображенных им персонажей.
Владимир Боровиковский писал поэтичные (так называемые) интимные работы, ярким примером чего является портрет Лопухиной.
В XVIII веке в русской живописи появляются ранее несуществовавшие жанры: исторические изображения и пейзаж.