Найти тему
Государственный Эрмитаж

Пастушеская сцена. Гастрономическая экскурсия «Недуховная пища»

Оглавление

Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.

Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.

Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Сегодня остановимся у картины Франсуа Буше «Пастушеская сцена».

Франсуа Буше. Пастушеская сцена. Франция, начало 1730-х годов
Франсуа Буше. Пастушеская сцена. Франция, начало 1730-х годов

Франсуà Бушè – крупнейший мастер французского рококо. Этот стиль сложился в придворном искусстве эпохи правления Людовика XV, развивался в середине XVIII столетия и отличался нарядной декоративностью и некоторой поверхностностью содержания. Буше выполнил целую серию картин, представлявших пасторальные сцены.

На картине собрания Эрмитажа изображены молодой человек и юная девушка, расположившиеся на небольшом пригорке. Хотя сцена называется пастушеской даже несмотря на присутствие рядом овечек трудно поверить, что это настоящие селяне. Кажется, что на фоне театральной декорации перед нами сцена, которую разыгрывают костюмированные персонажи. Оливково-зелёный пояс едва удерживает бледно-розовую юбку девица, а полупрозрачная её сорочка почти спадает с плеч. Аристократический характер костюма её кавалера не вызывает сомнений: на нём узкий камзол, короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки нежнейшего серебристого оттенка с розовыми подвязками. Невозможно поверить, что в такой одежде, в изящных туфлях на каблуках он будет бегать за своим стадом по оврагам и буеракам! Куду как более явно эта сцена напоминает пикник, на который кавалер заманил свою возлюбленную. Рядом с персонажами на нежно-золотистой драпировке художником тщательно разложено всё, что принесли с собой в корзине его герои: крупный виноград и сочные персики. Но главное – в руке девушки мы видим стеклянный графин с красным вином, который, кажется уже готов выскользнуть на землю. Молодой человек настойчиво соблазняет свою подругу, продолжая подпаивать её из своего, сверкающего золотом бокала. И это несмотря на то, что, судя по взгляду, приоткрытому рту и позе, она уже изрядно пьяна и цель кавалера уже почти достигнута. Справа в углу можно заметить предмет, который кажется здесь совершенно неожиданным. Это песочные часы, традиционный символ скоротечности времени, включённые Буше в композицию, вероятно, для того, чтобы придать ей некоторый аллегорический смысл: всё в жизни преходяще, и радости любви тоже скоротечны.

Впечатление изощрённой искусственности сцены, разыгрываемой персонажами, которые скорее напоминают изящные фарфоровые статуэтки, столь любимые в XVII веке, усиливает и кудрявая собачка в центре на переднем плане, которая, кажется, позирует художнику, элегантно подняв лапу. Картина нарядна и декоративна, неслучайно в середине XIX века её использовали как украшение зеркала в одном из залов Старого Эрмитажа.

Как найти экспонат в Эрмитаже?

Картина «Пастушеская сцена» Франсуа Буше представлена в Главном музейном комплексе в зале № 285 (Искусство Франции XVIII века)

На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с картиной Жана-Батиста Удри «Натюрморт с телячьей ногой».

#гастрономический эрмитаж