Найти тему
Z-Машины

Колесо – историческая практика применения

Оглавление

Сотни тысяч лет люди жили без использования каких-либо конкретных транспортных средств. Когда нужно было передвинуть большой предмет, такой просто поднимали и несли, если хватало сил. Если же предмет был слишком тяжёлым, применялась тактика тягового перетаскивания. При этом под груз подсовывались ветки или другие круглые предметы с целью уменьшить трение.

По результатам неолитической революции потребность в транспорте значительно возросла, тогда как практика приручения животных открыла новые перспективы. Развитие сельского хозяйства создало необходимость перевозки семян в поле и урожая по факту сбора. Количество предметов, которые люди считали важными и необходимыми для ношения, увеличилось в результате новых потребностей жизни.

Согласно утверждениям исследователей, сани начали применять в Северной Европе до 5000 г. до н.э. Не исключено практическое применение саней также в иных местах в тот момент времени. Сани и нарты применялись для передвижения не только по снегу и льду, но и по пастбищам. Те же американские индейцы пользовались Травуа (волокуша) ещё в девятнадцатом веке для транспорта по пустыням и даже по скалам.

Сложно говорить о том, когда впервые были установлены сани на колёсной паре и кто стал инициатором такой технической революции. Древние колёса делались в основном из дерева. Гончарный круг появился около 3500 г. до н.э. Инструмент находил применение для изготовления горшков с осевой симметрией. Об использовании гончарного круга можно судить по следам, оставленным на горшках, сделанных с помощью этого инструмента. Считается, что опорное колесо для транспортных средств возникло примерно тогда же.

Самая древняя колёсная повозка

Самым древним свидетельством колёсной повозки является пиктограмма на табличке из храма Инанны в Эрехе (Месопотамия). Этот документ датируется чуть позже 3500 г. до н.э. и включает небольшой набросок повозки с четырьмя колёсами вместе с наброском саней (картинка ниже). Транспортное средство имеет две особенности, характерные для всех транспортных средств возрастом более 1000 лет.

Колёса здесь представляют диски, сделанные из трёх деревянных досок, а животные запряжены в центральный вал.

Это единообразие типов колёс и приводных систем, особенно по сравнению с большим разнообразием конструкций транспортных средств, позволяет прийти к некоторым выводам. В частности, к выводу, что колесо изобрели в определённом месте, после чего изобретение медленно распространилось по древнему миру. В разных местах, где вводилась новая повозка, приспосабливали местный тип саней с использованием стандартных колёс и упряжи.

-2

Где впервые были изобретены колёсные транспортные средства, неизвестно, но исследователи отмечают Южную Месопотамию, где колесо определённо использовалось во времена около 3500 г. до н.э. Свидетельства использования колеса датируются 3000 г. до н.э. в следующих местах:

  • Элам и Ассирия (2500 г. до н.э.),
  • Средняя Азия и долина Инда (2250 г. до н.э.),
  • Северная Месопотамия (2000 г. до н.э.),
  • Россия и Крит (1800 г. до н.э.),
  • Анатолия (1600 г. до н.э.),
  • Египет и Палестина (1500 г. до н.э.)
  • Греция и Грузия (1300 г. до н.э.)
  • Китай и Северная Италия (около 1000 г. до н.э.).

Несколько столетий спустя колесо появилось на территории Северной Европы.

Отдельные моменты конструктивных решений

По древним изображениям невозможно определить, вращалась ли ось вместе с колёсами или оставалась неподвижной. Тот факт, что центральное отверстие колёсного диска имело круглую форму, не имеет большого значения, так как отверстие круглое, в принципе. Вероятно, использовались оба решения, как и в случае с людьми, использующими эти примитивные технологии сегодня.

Однако, скорее всего, конструкция колеса исключает происхождение от ролика. Типы используемых колёс, по мнению исследователей древности, и ролик имели мало общего. Как отмечалось ранее, только после приручения животных колёсные транспортные средства приобрели практику движения должным образом. В Месопотамии онагры тянули как транспортные средства, так и боевые колесницы. Волы активно использовались для перевозки.

Появление колеса на спицах около 2000 г. до н.э. привело к созданию боевых колесниц, движущей силой которых выступали лошади. Неизвестно, где впервые приручили лошадей и применили для этой цели, но скудные археологические данные указывают на северо-восток Персии. Именно из этого региона, по мнению учёных, применение лошадей распространилось по всему древнему миру, от Китая до Египта и в Европу.

Ось тележки с двумя колесами, относящаяся к середине ХХ века
Ось тележки с двумя колесами, относящаяся к середине ХХ века

Конструкция египетской колесницы 15 века до н.э. представляет собой предмет искусства своего времени, который оставался неизменным на протяжении веков. Прогресс шумерской повозки впечатляет. Если принять во внимание мощь двух лошадей по сравнению с силой онагров, легко понять популярность этого оружия.

Шумерские повозки способствовали расширению владений Хеттов в Анатолии, Ахейцев в Греции и Гиксосов, которые в восемнадцатом веке до н.э. вторглись в Египет. Таким образом, и Египтяне стали обладателями новой технологии.

Колесницы устарели как военные транспортные средства, когда знания о верховой езде получили широкое распространение. Ослы использовались в качестве вьючных животных и для перевозки людей в третьем тысячелетии до нашей эры. Лошади использовались таким же образом, но только в начале первого тысячелетия до н.э. Искусство верховой езды отмечалось высоким уровнем развития, поэтому конные всадники-воины успешно заменяли колесницы в конфликтах:

  • Ближнего Востока,
  • Северной Африки,
  • Европы.

К четвертому веку до н.э. своего рода бронированная кавалерия, введённая Александром Македонским, одержала множество побед на полях сражений.

Практика применения боевых колесниц

В Европе только кельтские племена продолжали практиковать боевые колесницы, которые впервые были перевезены к северу от Альп Этрусками. Кельтские колёсные мастера изучили искусство создания колёсных транспортных средств и добились значительных успехов. Остатки повозки, найденной в Дейбьерге, явно свидетельствуют об этом.

Это первый пример повозки с рулевым управлением на передней оси, который следует рассматривать как сочленённое транспортное средство, состоящее из двух колесниц. Однако маловероятно, что это решение действительно использовалось для транспортировки. Продукт выглядит скорее изолированным образцом для церемониальных (погребальных) целей. Во всяком случае, конструкция включала в состав другие интересные особенности, например, деревянные роликовые подшипники ступиц.

Прообраз Египетской боевой колесницы, найденной в гробнице недалеко от Тебе
Прообраз Египетской боевой колесницы, найденной в гробнице недалеко от Тебе

Когда военное давление заканчивалось, движение транспортных средств на колёсах несколько замедлялось. Греки и римляне применяли колесницы только для церемоний или гонок. Традиционное же передвижение на колёсном транспорте сопровождалось трудностями из-за отсутствия подходящих дорог.

Транспортные средства римских времён, как в виде двухколёсных повозок (Бирота, грузоподъемность около 60 кг), так и повозок (грузоподъемность до 500 кг), не отличались совершенством. Фактически повторяли продукт более древних времён. Здесь не было ни рулевого управления, ни подвески. Ассирийские повозки третьего тысячелетия до н.э. практически не менялись тысячи лет.

Рост торговли и новые потребности в личной мобильности, имевшие место в последние века Средневековья, продолжались более быстрыми темпами в последующий период. Новая уверенность в прогрессе и возможностях техники привела к новым экспериментам и совершенствованию существующих машин. Считается, что управление передней осью четырёхколесных повозок восходит к тому периоду. Правда, некоторые ученые считают, что это важное новшество куда старше.

Авто
5,66 млн интересуются