Найти тему
Цитадель адеквата

Пикайя: Тайна второй хорды

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Чтоб не тянуть, пикайя — среднекембрийский (около 510 миллионов лет назад) ланцетник. О том же, что такое «ланцетник», всем полагается знать со школы. Примитивнейшее хордовое животное, —без выделенной головы и черепа, без челюстей, без настоящих глаз, которые заменяться светочувствительным полем клеток. Зато, с венчиком щупальцев вокруг рта, хордой и развитой, разделённой на сектора — миотомы —мускулатурой.

Приведённое выше описание, в основном, подходит и к пикайе. С той лишь поправкой, что прогрессивностью черт она несколько ланцетников даже превосходила, пытаясь, например, отрастить голову. Однако, успехи были очень скромны даже на фоне современников. Одновременно с пикайей в кембрийских морях обитали и куда более прогрессивные представители типа хордовых. И более крупные. Пикайя представляла собой 4 сантиметрового червячка, питающегося илом.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

То есть, и сказать-то о пикайе, кажется, нечего, — лишь специалисты взялись спорить о месте этого животного в ряду предков позвоночных. Ибо внезапно — при расшифровке генома — выяснилось, что ланцетники никакого места в нём не занимают, находясь с позвоночными в более отдалённом родстве, чем асцидии. Так, может, пикайи?.. Однако, пикайи тоже не без греха. Относясь, несомненно, к хордовым, они зачем-то имели две хорды.

Ну как «две»? То что за хорду принималось изначально, ныне переименовано в «спинной орган». Что он собой представляет и как возник — непонятно. Однако, это, видимо, не мешало ему функции хорды выполнять, давая опору мускулатуре. Тем не менее, пикайя имела и настоящую хорду, расположенную ниже, — возле нервной трубки. В перспективе, этой трубке предстоит слиться со способной обеспечить защиту хордой, образовав позвоночник. Но едва ли это было бы верно, если под «перспективой» иметь в виду гипотетических потомков пикайи, эволюция которой пошла своим особым путём.

Пикайя представляет собой тупиковую ветвь, отделившуюся от ствола хордовых очень рано, — возможно, ещё в докембрии. Как, кстати, и предки современных ланцетников. Но и это нисколько её не оправдывает в глазах науки. Ибо уже имея хорду, отрастить себе непонятно как и зачем ещё одну, это вредное животное могло только специально — на зло палеонтологам.