Фильм вышел почти легким. Так обычно и бывает с экранизациями: они более лайтовые, чем книга.
В фильме, например, переломный момент в отношениях Энди и Миранды – когда Миранда рыдает из-за развода. Этого нет в книге, там начальница так ни разу и не предстает в человеческом обличье.
Я бы вообще сказала, что Мэрил Стрип здорово оживила этот образ, который в книге достаточно картонный. В кино Миранда – очень дорогой, неоправданно дорогой (спускает горы денег компании на свои прихоти), но незаменимый специалист. За это ее терпят, в том числе учредитель журнала.
В книге нет интриги с попыткой сместить ее, и Миранда просто бессмысленна. Ее требования доходят до абсурда во всем, от еды до упаковки ее багажа. И это не высокая требовательность. На самом деле потакания чудачествам Миранды приводят к тому, что она получает услуги не самого высшего уровня, а наоборот.
Одно из правил Миранды – она ничего не объясняет. Например, она говорит «мне нужна юбка» и не уточняет, для чего – для вечернего приема или для пляжа. Пять девок сбиваются с ног в поисках юбки, время упущено, юбки подобраны не те, Миранда недовольна. Тогда как ей надо было просто сказать поточнее, и она бы получила нужное сразу. Или она не предупреждает, что идет обедать с деловым партнером, и бесится от того, что ее персональный обед подали в кабинет. Могла бы предупредить, что обед не нужен, и не беситься.
Энди целый год работает в адских условиях, выполняет не сложные, а просто бессмысленные задачи для того, чтобы Миранда дала ей протекцию в журнал. Терпеть унижения ей помогает только желание пробиться в «Нью-Йоркер». Если вы не читали книгу и не знаете, в чем состояли унижения, то вот они:
- Энди приходилось мыть посуду начальницы, причем в офисе не было условий для нормального мытья и она отскребала ошметки еды ногтями.
- Она сдавала грязную одежду начальницы в химчистку и до прихода курьера держала ее под своим столом.
- Она занималась разрешением личных проблем начальницы и ее мужа, и даже покупала ей тампоны.
- Нельзя было уйти на больничный и даже на прием к врачу, Энди постоянно ходила на работу больная, то с отравлением, то с ангиной, с больными от каблуков ногами и почти не спала.
В конце оказывается, что все эти навыки, равно как и эти лишения, были не нужны. Потому что Энди и так взяли в «Нью-Йоркер», почитав ее статьи, написанные до прихода в «Подиум».
Из фильма полностью ушла и сюжетная линия с Лили. Лили – подруга Энди, девушка со сложной жизнью, рано потерявшая родителей, и Энди с ее семьей – это ее большая опора. Лили сильно пострадала в ДТП, пока Энди была в Париже, и Энди не прилетает к ней. Это еще одна жертва, которую она приносит бессмысленному служению Миранде, предав себя.
Еще у Энди расстраиваются отношения с парнем, который в книге, в отличие от фильма, еще более идейный, чем сама Энди. Он учитель английского, который хочет посвятить свою жизнь помощи детям в неблагополучных районах. Пока Энди по 14 часов подряд подбирает начальнице юбку, Алекс возится с неблагополучными детьми, и справедливо считает, что его работа более важна. Поэтому он обижается на Энди и не может понять: как тряпки стали важнее детей?
Непонимание со стороны всех близких – одна из больных тем этого фильма. Никто не понял, зачем Энди предала себя и близких, зачем она так преданно служит пустоте. Зачем идет кривой дорогой вместо того, чтобы пойти прямой: сразу обратиться в «Нью-Йоркер».
Жестокий намек в фильме
Кажется, что наступил хеппи-энд: Энди порвала с «Подиумом», отдала фирменные вещи (в книге – продала, то есть украла их у редакции и сдала в комиссионку, получив - только вдумайтесь - сумму, сравнимую с годовой зарплатой) и готова встать на правильный путь. Пойти в журналистику и поговорить с парнем, хотя бы проговорить обиду и расстаться по-дружески. Она снова, как и в начале фильма, одета в джинсы и куртку.
На самом деле в начале фильма она одета действительно плохо (дешево), а в финале – просто и дорого. На ней неброские, но очень качественные вещи, и это показывает, что прежней Энди все равно уже нет.
Вот посмотрите. На этом коллаже все образы - из времен работы в редакции, и один - из жизни уже после «Подиума».
Пятый слева - кожаная куртка, джинсы и сапоги. А выглядит ничуть не менее дорого и стильно, чем все остальные.
Вот еще сравнение: начало (синий свитер, над которым посмеялась Миранда, скучная юбка и неухоженные волосы) и финал. Совсем другие волосы, незаметный макияж, вообще все другое. Хотя образ и простой и повседневный.
То есть главный жесткий урок фильма: «Подиум» все равно захватил и переформатировал Энди, хоть она и гордо ушла из него, выбросив телефон - символ власти Миранды над ней. Эмили вообще говорит, что та «Продала душу, когда впервые надела дорогие туфли».
Почитать еще: