Найти тему
artoholic.кино

«Жена Чайковского» — лучший фильм Кирилла Серебренникова?

Кадр из фильма «Жена Чайковского»
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Петр Павленский в одном из свих интервью как-то сказал, что художник должен быть костью в горле любой власти. Утверждение яркое, для кого-то, возможно, спорное. Художник может быть разным, но наш герой сегодня скорее будет соотносим с этим высказыванием.

Кирилл Серебренников — режиссер, который подвергался гонениям, стал жертвой «театрального дела» из-за постановок в Гоголь-центре, ну а что было дальше, вы и так знаете. Признаюсь честно, я всегда видел талант режиссера, смотря его фильмы, но никогда лично мне его картины в душу не пробирались, не цепляли, не заставляли переживать и сочувствовать.

«Жена Чайковского» — кино, которое Кирилл Серебренников доделывал под домашним арестом и первый фильм, который он смог лично представить на Каннском кинофестивале. Я попытал успех увидеть эту картину на кинофестивале «Effervescence» в городе Макон. Почему, на мой взгляд, это лучший фильм Серебренникова, я попытаюсь рассказать в этом тексте.

Сюжет повествует о жизни Антонины Ивановны Милюковой, которая была, как можно догадаться, женой великого композитора Петра Ильича Чайковского. Судьба, безумие и одержимость одним человеком, несостоявшееся личное счастье и полное одиночество — в картине эти черты присутствуют во всех ее составляющих.

Первым делом хочется отметить то, как выглядит в кадре Санкт-Петербург и Москва. Это абсолютно Достоевская атмосфера: мрачные краски, бедность, юродивые в городе, грязные дороги. Операторская работа Владислава Опельянца — абсолютный шедевр. Начало фильма открывается со сцены похорон Чайковского. Вдова пробирается через толпы поклонников, чтобы попрощаться со своим мужем. Все снято одним кадром. Камера работает так, что сам зритель как будто присутствует там в этот трагичный момент. Все сцены, снятые одним кадром, бесподобны.

Невозможно описывать впечатления от этой картины, не разобрав центральную роль. Кирилл Серебренников определено умеет работать с актерами. Уверен, что для Алены Михайловой образ Антонины станет одним из ключевых в ее карьере. Нерв, который она проносит через весь фильм, не может не чувствоваться. Ее одержимость, ее терзания, внутренняя боль выглядят настолько реалистично, что ты забываешь о том, что смотришь кино, и становишься настоящим наблюдателем глубокой внутренней трагедии.

Кадр из фильма «Жена Чайковского»
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Про актерские партии тут можно говорить долго. Конечно, перформанс Филиппа Авдеева в роли Модест — бенефис актера. Также для меня открытием стала игра Виктора Хориняка. Его образ Юргенсона — гораздо более высокая ступень по сравнению с «Последним Богатырем». Конечно же, небольшая роль Варвары Шмыковой становится ярким пятном в этой картине. Стоит сказать и пару слов об актере, сыгравшем Чайковского. Один Байрон выполняет свою задачу отлично, совмещая в себе невозможность любить женщину, при этом пытаясь сохранить внутреннее благородство и интеллигентность.

Мне импонирует подход Кирилла Серебренникова привлекать современных представителей музыкальной культуры для работы в его фильмах. Довольно запоминающимся является и камео Мирона Федорова (Oxxxymiron) в роли Антона Рубенштейна. Напряжения добавляет и саундтрек Даниила Орлова с финальной песней от группы «Shortparis» — голос Николая Комягина добавляет нерва финальной сцене.

Вы, наверное, заметили, что в этом тексте часто используется слово «нерв». Почему? Потому что именно этой эмоцией пропитано кино. В начале фильма есть текст, который вводит зрителя в контекст. В нем говорится о том, что женщина не имела паспорт, она вписывалась в паспорт мужчины. На протяжении фильма главную героиню окружают одинокие или брошенные женщины: мать Антонины против ее и брака и предупреждает, чтобы она не осталась вдовой при живом муже, сестра Чайковского Александра находится одна среди своих детей, когда Антонина приезжает к ней погостить. Женщина — ничто в Империи без мужчины. От этого и безумство, и одержимость. Стать женой гения, как возможность зацепиться за жизнь, в которой будет счастье. Частная история, рассказанная в фильме, скорее проецирует общее состояние общества того времени. Серебренников деконструирует эту проблему практически приемом индукции Бэкона.

Немаловажной темой является и подавленная сексуальность и то, как она может влиять на жизнь человека, травмируя его. Брак, который был создан для того, чтобы снять с себя слухи, обречен на трагедию и крах.

Герои фильма обсуждают вопрос гениальности: можно ли великому творцу позволять все? Ответ каждый. найдет для себя сам. Мы лишь можем увидеть, как люди становится жертвами чужого таланта.

«Жена Чайковского» — потрясающее кино, созданное очень талантливыми людьми. Картина, которая говорит о прошлом, но это прошлое живет и сегодня. Выйдет ли фильм в России в ближайшее время, очень большой вопрос, но я искренне надеюсь, что вы сможете его посмотреть.

Автор: Даниил Джиенбаев

Еда
6,93 млн интересуются