Найти тему

Двойной бардак. БРДМ-2 и 9П148 от S-Models (а теперь и "Моделиста") в 1-72.

В связи с переизданием наборов питерским "Моделистом" самое время вспомнить, что писалось об их оригинале.

Мне кажется, что ни одна коллекция моделей советской бронетехники не может считаться полной без присутствия в ней БРДМ-2 или машин на ее базе. Эти своеобразно выглядящие бронемашины отметились в десятках локальных конфликтов, мелькали на страницах газет и экранах телевизоров. Не смотря на очевидное моральное устаревание, они производились практически до конца восьмидесятых годов прошлого века. Да и до сих пор БРДМ, часто называемые «бардаком», состоят на вооружении как российских силовых структур, так и зарубежных армий. При этом различным изменениям и модернизациям подвергаются системы вооружения, подвеска, двигатель и трансмиссия, перекраивается бронекорпус. Одним словом, простор для творчества моделиста открывается огромный. Лишь бы было от чего плясать.

 Сымитированы следы путешествия антенного ввода «на корму и обратно». Хорошо заметны зашпаклеванные след от крпления блока наблюдательных приборов и стык борта и крыши.
Сымитированы следы путешествия антенного ввода «на корму и обратно». Хорошо заметны зашпаклеванные след от крпления блока наблюдательных приборов и стык борта и крыши.

В свое время серию БРДМ в «слепом масштабе» выпускала киевская фирма АСЕ. Набор не для слабонервных. Да и в продаже его давно нет. Польская ARMO делает уже много лет смоляные БРДМы, но честно говоря связываться с ними нет ни малейшего желания. Недавно на рынке появились модели БРДМ-2 и противотанкового комплекса 9П148 от молодого производителя S-Models из Поднебесной. Каждая коробка содержит детали для постройки двух моделей, это традиционно для данной фирмы. На верхней стороне есть пугающая надпись - Quick build. Но, так как особого выбора нет, заглянем внутрь.

Видно, что деталировка днища, прямо говоря, упрощена до безобразия.
Видно, что деталировка днища, прямо говоря, упрощена до безобразия.

Итак, что же мы видим, открыв обе коробки? В каждой пара пакетов с одним литником, для сборки одной модели, и маленький пакетик с травленкой и декалями. На первый взгляд, литник из коробки с надписью «БРДМ» ни чем не отличается от литника из коробки «9П148». И это не удивительно, они и вправду льются на одной и той же форме. Но различие все-таки есть, в одном единственном моменте – крыше боевого отделения. Заглушая контур с этой деталью, производитель определяет, какой вариант можно будет собрать. При этом все детали башни линейного БРДМ и вся пусковая противотанкового варианта на литнике остаются. Но из одной коробки две разные модели так просто не соберешь. Вспоминается бессмертное: «Хоботов, это мелко!».

Обратите внимание на закрепленный наклонно топор. Это не типичное его крепление, в дальнейшем оно было исправлено.
Обратите внимание на закрепленный наклонно топор. Это не типичное его крепление, в дальнейшем оно было исправлено.

Сами детали отлиты без малейшего намека на облой или утяжины. Обращает на себя внимание то, что небольшой листочек фототравления содержит детали не на две, а на три машины. Польза этого очевидна, ведь наверняка каждый хоть раз, да терял какую-нибудь мелочевку. Декаль содержит набор цифр, флаги для машины советской морской пехоты и опознавательные знаки стран Варшавского договора. Декаль и травление в обоих наборах одинаковые.

Бронировка прицела доработана при помощи листового пластика и тянутого литника.
Бронировка прицела доработана при помощи листового пластика и тянутого литника.

При более подробном взгляде на литники стало ясно, что «под юбку» собранной модели лучше не заглядывать. Во-первых, днище корпуса упрощено до примитивности. Оно гладкое, тоннели под карданные валы не верны по размеру и расположению, не верна решетка, закрывающая входное отверстие водомета. Характерная особенность БРДМ, поднимающиеся вспомогательные колеса малого диаметра, так же изображена примитивно. Да и что говорить – оба колеса отлиты одной деталью, вместе с имитациями цепных приводов, и предполагают сборку только в опущенном положении. Подвеска выполнена предельно упрощенно. Однако, дальнейшее изучение наборов принесло и положительные эмоции. Корпус достаточно прилично лег в чертежи В. Мальгинова из М-хобби. Существенные отклонения – форма колесных ниш и расположение люков командира и мехвода. Они смещены ближе к носу, чем это нужно. В остальном – вполне пристойная заготовка. Производитель не обманывает, модель действительно представляет собой самый поздний тип корпуса БРДМ. Это видно по надмоторной плите, расположению и форме лючкой на корпусе. Но если захочется сделать машину самых поздних серий, то в башню придется добавить смотровой прибор на левую скулу. Я решил для начала собрать по одной машине из каждого набора, в максимально «изкоробочной» комплектации и отработать на них технологию доведения «до ума» данных моделей.

Хорошо заметны самодельные привод бронекрышки, кожухи глушителей и контейнер ПТУР.
Хорошо заметны самодельные привод бронекрышки, кожухи глушителей и контейнер ПТУР.

Сборку обоих машин я начал естественно с корпусов. Сразу же оказалось, что между бортом и крышей образуется щель на всем протяжении. Ее пришлось заполнить шпаклевкой. Особенно много ее потребовалось для 9П148, в районе основания пусковой установки. А вот на вертикальных бортах нижней части корпуса без шпаклевки вполне можно было обойтись, ее применение там – ликвидация последствий моей спешки и неаккуратности. А пока шпаклевка сохла, я решил завершить все немногочисленные работы по нижней части. Конечно, вспомогательные колеса нужно убирать. Так их почти не видно. Я безжалостно вырезал их из того, что производитель почему-то считает цепным приводом, и приклеил их прямо к днищу, в соответствующие выштамповки. Они как раз чуть-чуть торчат, и видны при взгляде сбоку. Заодно из пластиковой полоски и прутка были выполнены элементы жесткости. Мосты отлиты вместе с рессорами и встают на свои места без проблем.

Разница между колесами из набора и смоляными изделиями фирмы Tankograd в комментариях не нуждается.
Разница между колесами из набора и смоляными изделиями фирмы Tankograd в комментариях не нуждается.

Проведя ревизию мелкой деталировки корпуса, я понял, что часть деталей нужно менять. Ствол КПВТ был заменен на копию от БТР-70 фирмы AriaMasters. ИК-осветитель командира и грибок вентилятора на крыше корпуса были отклонированны с модели БТР-60 от ICM.Оттуда же были скопированы буксировочные крюки, вовсе отсутсвующие у S-Models. Кожухи глушителей Были несколько доработаны путем вклейки в них кусочков пластика во впадины. А после застывания клея я высверлил в них отверстия сверлом подходящего диаметра. Не совсем идеал, но вышло лучше, чем то, что дает производитель. Конечно же они так же были откопированы. Внимательный взгляд на корпус БРДМ-2 показал, что производитель забыл дать смотровой прибор командира. Пришлось клонировать и его, с БТР-70. Приводы подъема волноотражательных щитков очень тонкие, при отделении их от литника нужно быть предельно аккуратным. Оптимальный способ их монтажа такой: сначала приводы клеятся к корпусу. После того, как клей наполовину высохнет, а соединение еще будет сохранять подвижность, присоединяется щиток.

Оригинальный контейнер «Конкурса», моя мастер-модель и копия.
Оригинальный контейнер «Конкурса», моя мастер-модель и копия.

Еще одна проблема модели – основные колеса. Они несколько меньше по размеру, чем нужно. У них одинаковые передние и задние диски, что не верно. И наконец, в силу технологических ограничений, не верно сымитирован рельеф грунтозацепов. К счастью, проблема разрешилась сама собой. Ну то есть конечно не сама, а с помощью афтемаркета. Фирма Tankograd выпустила набор смоляных колес специально для БРДМ в 1/72. Их я и решил использовать. Кстати, сейчас доступен набор от SG-Modelling, содержащий все восемь колес, включая малые.

Доработанный кожух глушителя рядом с оригинальным.
Доработанный кожух глушителя рядом с оригинальным.

Дальше модели собирались по отдельности. На линейной БРДМ работ было не так уж и много. Башня получила смоляной КВПТ и ПКТ из иглы от инсулиновго шприца. Из проволоки были изготовлены рымы для демонтажа. На крыше башни расположен прибор заднего вида. Я доработал его, снабдив бронекрышкой из тонкого пластика и имитацией привода его поворота. Светотехника в наборе выполнена не блестяще, но вполне приемлемо. Единственная странность в стоп-сигналах. Литник подведен не к стойке, а к корпусу фары, так что с его отделением и зачисткой пришлось немножко повозиться. Ограждения фар я использовал из прилагающейся к набору платы фототравления. Они несколько плосковаты, зато аккуратны и самое главное, одинаковы. Так же пошли в дело крюки, явно используемые для буксировки на плаву. Как они называются по науке, я не знаю. Люди, знающие военно-морские речения не определились, что это – утка, гак, крюк или киповая планка. Но это для нас не так уж и важно. А вот скобы я конечно же заменил на проволочные. Для тросов применил использовал изделие фирмы Eureka и самодельные коуши из прутка и проволоки.

Штатные фототравленые крюки и ограждения фар вполне пригодны к использованию. А вот скобы лучше заменить на проволочные.
Штатные фототравленые крюки и ограждения фар вполне пригодны к использованию. А вот скобы лучше заменить на проволочные.

А вот с противотанковой машиной хлопот гораздо больше. Начать надо с того, что на бортах нужно срезать приливы для крепления блоков смотровых приборов, как верно указал в инструкции производитель. В процессе сверки крыши модели с фото настоящего ПТРК стало ясно, почему грибок вентиляции был так сильно уменьшен в размере. Авторы модели не обратили внимание на то, что в надстройке на крыше под него сделан вырез. А без выреза грибок правильного размера туда не влезает. Все это было исправлено. Так же пришлось несколько изменить форму бронировки привода подъема крышки люка. Заодно добавил туда отсутствующую в модели ось. В наборе прицел дан весьма упрощенно. При помощи листового пластика и обрезков тянутого литника я придал ему более реалистичный вид. Крышка прицела выполнена в закрытом положении, но, в принципе, ничего не мешало сделать ее открытой.

Башня дополнена проволочными крючками и имитацией бронезаслонки прибора наблюдения на крыше.
Башня дополнена проволочными крючками и имитацией бронезаслонки прибора наблюдения на крыше.

Место крепления антенны радиостанции пришлось скорректировать. Производитель предлагает крепить ее на то же место, что и на линейной БРДМ. Это не верно, и даже просто не логично. Очевидно, что штыревая антенна будет находиться на пути ракет. И при легком повороте пусковой установки вправо ПТУР непременно с ней столкнется. На 9П148 антенный ввод был перенесен ближе к корме. Но и там эта палка не прижилась. Истекающие из стартующих ракет газы повреждали ее. Поэтому в конце концов узел ввода был сделан поворотным. При ведении огня антенна заваливается назад. А перенесли его опять на нос машины, установив шарнир в завариваемую наглухо заслонку амбразуры. Соответственно пришлось зашпаклевать выштамповку борта на носу. А затем при помощи сверла подходящего диаметра сделать ее на корме. Из пластикового кружочка я изготовил имитацию заплатки и закрыл место антенного ввода. И уже после всего этого, из литника и двух иголок был изготовлен поворотный ввод, который я смонтировал на бронезаслонку.

 Смоляной пулемет сохранил подвижность.
Смоляной пулемет сохранил подвижность.

Еще одной проблемой стали транспортно-пусковые контейнеры «Конкурсов». В наборе они даны явно длиннее, чем нужно. Но это еще полбеды. Задняя крышка выполнена сплошной и гладкой. Пять таких пятаков на модели будут смотреться несколько уныло. У меня от прошлых проектов остался точеный контейнер фирмы Zedval. Он верной длины, у него красивая задняя крышка, но нет передней. Соединив его с недостающими компонентами, отрезанными от пластиковой детали, я получил мастер-модель, которая меня вполне устроила. Ну а уж размножить ее было делом техники.

Обе модели до покраски…
Обе модели до покраски…

Каждая модель получила требуемый набор самодельного навесного инструмента. На БРДМ-2 отличием является багор, а на 9П148 – топор. На фото неокрашенной модели видно, что топор закреплен под наклоном. Это не совсем штатная установка, на большинстве машин топорище расположено горизонтально. Зеркало заднего вида я использовал из набора, заменив его травленую стойку очередную иглу. А на 9П148 и вовсе ограничился одним узлом крепления.

…и после.
…и после.

Как обычно окрасочный этап прошел без изюминок и неожиданностей. БРДМ стала классической зеленой, а СПТРК разнообразия ради получил пятнистый камуфляж, характерной для российской армии начала «нулевых». Традиционно использовал для «отбивания» границ пятен колбаски blue tack, а точнее его аналога из ближайшего «Ашана». На 9П148 неожиданной проблемой оказалось выравнивание пяти пусковых контейнеров. Хотя казалось бы, места крепления к основанию остались штатные. Я клеил уже окрашенные смоляные детали на долгосохнущий суперклей. Для фиксации их в нужном положении опирал кормовые части контейнеров на подложенный брусочек пенопласта. Номера были подобраны из запасов. В процессе работы нашлось применение штатным колесам. Их оказалось очень удобно посадить на свои места и использовать для удержания моделей в руках. И окраска не страдает, и хват прочный и комфортный. Ну а по окончанию окраски они конечно же были отправлены в мусорное ведро, а на их место встали смоляные. Завершающим аккордом стало нанесение следов эксплуатации пигментами и масляными красками.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
И рядом с младшим братом, перенесшим пересадку ножек.
И рядом с младшим братом, перенесшим пересадку ножек.

Итак, какой же приговор? Когда в Интернете появились первые фото новинки, многие моделисты решили, что это «варгейм», по сути фишки для игровой системы. За это говорят лозунг Quick build и упаковка «два в одном», пластик «в цвет». Против разве что наличие явно излишних для фишки фототравленых деталей. Пожалуй, первое впечатление оказалось правильным. Для настоящей масштабной модели наборы имеют слишком упрощенную деталировку. Особенно досталось СПТРК 9П148, который кроме того, стал жертвой унификации. Детали подвески и днища даже не упрощены, а просто имеют мало общего с прототипом. Но, тем не менее, при наличии доноров деталей, изделия могут быть сравнительно легко доведены до вида, в котором их не стыдно поставить на полку рядом с «настоящими» моделями. Их легко использовать в качестве базы для конверсий. Короче говоря, это неплохая заготовка. Для начинающих же моделистов, эти наборы самодостаточны. Они не плохо собираются, а главное, им нет доступной альтернативы.

#s-models #sg-modelling #1-72 #БРДМ-2 #БРДМ #9П148 #холоднаявойна