Найти тему

Что такое коуч-позиция?

Одним из важнейших показателей профессионализма коуча является его способность при работе с клиентом сохранять так называемую «коуч-позицию». Среди экспертов бытует мнение, что хорошая коуч-позиция — это 80% эффективности сессии.

О том, в чем заключается коуч-позиция и почему она так важна, рассказывает Владимир Абазов — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, нейрокоуч, специалист по нейролингвистическому программированию и активации сознания.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Коуч-позиция — это определенное состояние в отношении коуча к своему клиенту.

Коуч-позиция является полностью нейтральной, беспристрастной и неосуждающей, что, в свою очередь, дает коучу возможность глубоко исследовать осознанность своего клиента и влияет на эффективность проводимой коуч-сессии. Беспристрастная позиция свидетеля позволяет правильно увидеть и определить скрытые возможности клиента, его истинные ценности и настоящие цели, к которым он стремится.

Переходя в коуч-позицию, коучи готов увидеть ситуацию в целом, сохраняя при этом нейтральный и неосуждающий взгляд на задачи и цели своего клиента. Такой подход дает возможность найти максимально широкий контекст внутренней истины, исходя из которой коуч может исследовать происходящие события в жизни своего клиента.

Коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит — он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.

Между коучем и клиентом устанавливаются профессиональные отношения с фиксированными зонами ответственности. Коуч и клиент — партнеры в этих отношениях. Коуч отвечает за то, чтобы помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах. Клиент отвечает за то, чтобы активно и самостоятельно находить решения своих задач и реализовывать их на практике.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Условия для качественной коуч-сессии

Со стороны клиента:

  • У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса и он ничего не хочет решать, коучинг становится бессмысленным.
  • Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, не все на это готовы.
  • Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос.

Со стороны коуча:

  • Коуч не дает советов.
  • Коуч «не причиняет добро». Если клиент считает, что ему чего-то не надо, а коуч не согласен, то он может поделиться своим мнением с клиентом (если тот не против), но не должен на нем настаивать и пытаться переубедить клиента.
  • Коуч честен с клиентом, но при этом не дает оценку его действиям. Коуч должен быть «зеркалом»: если клиенту не нравится то, что он видит, — это не вина зеркала.
  • Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
  • Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.

Коуч-позиция применима не только в рамках коучинговой сессии. Это сбалансированное объективное отношение к окружающему миру, которое позволяет лучше понимать людей, находить решения в сложных ситуациях в быту или бизнесе, делает нас более ресурсными, эффективными, адаптивными.

Фото: Freepik
Фото: Freepik