Попался мне недавно замечательный женский портрет. Внимательно смотрит с него на зрителя голубоглазая русоволосая девушка лет восемнадцати - двадцати. Волосы собраны в хвост, перекинутый через правое плечо и перевязанный голубой лентой в чёрный горошек. На голове венок из васильков. Одета в белую блузу — на левом плече видна её часть. Очень милая девушка: красивое лицо, умный взгляд. Я решила, что это студентка, и у неё летние каникулы. Отдыхает, видимо, в деревне у бабушки — это я из-за васильков сделала такой вывод, в городе ведь их отыскать сложновато. Подумалось ещё, что портрет, видимо, написан в 70-е годы, когда часто портреты современниц печатались в журнале "Юность".
Полюбовавшись прекрасным портретом, я решила выяснить, кто его написал. Благо, у Яндекса и Гугла есть поиск по изображениям — получить ответ оказалось несложно. Но результат меня удивил. И не просто удивил, а поразил. Ибо оба поисковика утверждали, что данный портрет написан примерно шестьсот лет назад, а его автор — один из основоположников нидерландского Раннего Возрождения художник Робер Кампен, годы жизни которого 1378 - 1444.
Найденные ссылки отсылали к солидному, вроде бы, изданию под названием "Мастера портрета", авторы Кристина Ляхова и Галина Дятлева. Вот так выглядит обложка
На "Литресе" за 169 рублей можно купить электронную версию, а также бесплатно доступен небольшой фрагмент книги. И в этом бесплатном фрагменте можно увидеть репродукцию заинтересовавшего меня портрета. Под ним значится подпись " Р. Кампен. «Женский портрет», Национальная галерея, Лондон", ну и репродукция помещена внутрь текста об этом художнике. В тексте, в частности, сказано, что Робер Кампен был одним из первых портретистов в европейской живописи. Именно портреты, а также алтарные композиции занимают центральное место в его творчестве. Работал Кампен в технике масляной живописи на деревянной доске.
В книге приведена ещё одна репродукция женского портрета кисти Кампена. Который, как там сказано, тоже находится в Лондонской национальной галерее.
Как-то уж очень сильно отличаются два женских портрета, не находите? Вот и я так подумала и решила найти ещё какие-нибудь портреты этого мастера. И вот, например, два мужских портрета.
Налицо явное отличие от портрета девушки в венке из васильков. Явно в электронной версии допущена ошибка. Интересно, в печатной версии тоже?
Продолжив поиски, я смогла установить, что голубоглазая девушка написана не кем иным, как широко известным народным художником СССР, членом-корреспондентом РАХ Александром Максовичем Шиловым. Называется "Портрет Оленьки", год написания — 1974. Удивительно. Я не фанат творчества Шилова, и большинство из виденных мною его портретов считаю какими-то кричаще-вульгарными. А портрет девушки в венке из васильков очень от них отличается. Сравните, например, с такими:
Посмотрела биографию Шилова. Он закончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова в 1973 году. "Портрет Оленьки" написан через год после окончания, в 1974-ом, когда молодой художник ещё руководствовался полученными в alma-mater знаниями.
Видимо, "Портрет Оленьки" сам Александр Максович тоже считал удачным, поскольку повторил его в 1981 и в 1982 годах. Но добавил фон. Вот как это получилось.
Добавил фон в виде сельского пейзажа с полуразвалившейся хибарой, лугом и кустами. И, на мой взгляд, портрет потерял при этом часть своего очарования.
Вот такая незамысловатая история. А выводы из неё — в заголовке. Иными словами, не всегда надо верить авторитетам. Доверять, но проверять. Это первое. А второе — это то, что "улучшения" подчас лишь вредят.
Как-то так.
А в заключение, как водится, рекомендую свои любимые каналы и надеюсь, что их авторы будут почаще радовать читателей новыми статьями.