Применение масляных красок в Европе началось в 15 веке. До этого самым распространенным средство была яичная темпера, которая не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах.
Кроме того, масляные краски легко смешивались, ими можно было работать длительное время, придавая изобразительной поверхности различный характер, а их прозрачность подразумевала гораздо более широкую гамму тонов. Все это позволило масляным краскам стать ведущим художественным средством начиная с 15 века и вплоть до наших дней.
Хотя голландским художникам , братьям Ван Эйк, повсеместно приписывают изобретение в начале 15 века масляной живописи (Ян Ван Эйк, 1390-1441, значительно преуспел в развитии этого художественного средства), однако имеются веские доку ментальные свидетельства, что масляно-смоляные лаки и сохнущие масла использовали уже в 8 веке.
Итальянские живописцы стали перенимать метод голландских мастеров- выполнять подмалевок непрозрачными красками, поверх которого наносить прозрачные лессировочные слои насыщенных тонов.
Развитие масляных красок.
В 15 веке масляные краски были освоены таким художником, как Пьеро дела Франческа (1410-1492), чьи ранние работы выполнены по преимуществу яичной темперой. В Венеции Джованни Беллини (ок.1430-1516) по достоинству оценил глубину и насыщенность тонов, доступных в масляной живописи. Он часто начинал картины с темперного подмалевка – рисунка в манере перекрестно-параллельных штрихов, а применение масляных красок на последующих этапах придавало изображению почти осязаемый объем. Среди других художников, обращавшихся к обоим средства, были Перуджино (ок.1445/50-1523) и Рафаэль (1483-1520).
К первом у десятилетию 16 века в Италии масляные краски повсеместно утвердились в качестве основного художественного средства.
Лаконичная живопись
К 17 веку среди художников вошел в моду лаконичный стиль, письма по тонированной основе (имприматуре), которая служила средними тонами. Светлые части писали кроющими красками, а для теней использовали тонкие лессировочные слои красок. Такие совершенно разные по стилю художники, как Караваджо (1571-1610) и Веласкес (1599-1660), применяли имприматуры, чтобы подчеркнуть особо контрастные участки и добиться впечатляющих эффектов освещения.
Рембрандт (1606-1669) часто использовал двойную грунтовку, в которой нижним слоем был красный болюс (вид глины), или красная охра, а верхним – краска серого или коричневого оттенка. Подобным образом работал и Рубенс (1577-1640): он часто тонировал белый грунт холста слоем желтовато-коричневой краски. Такой подмалевок позволял художнику работать более свободно, придавая его кисти дополнительную силу и выразительность.
Смена направления
На протяжении 19 столетия многие художники отвергли узкие рамки традиционной академической школы и обратились к пленэрной пейзажной живописи. Эта тенденция в сочетании с новыми идеями о цвете и, кроме того, изобретениями новых красителей дала толчок развитию нового движения, известного как импрессионизм. Такие живописцы, как Моне (1840-1926) и Ренуар (1841-1919), создавали полотна, по многим своим характеристикам не уступающие шедеврам прошлого, но отмеченные дотоле неизвестным ощущением новизны манеры и живописной непосредственности. Творческое виден е автора стало неотъемлемой частью работы. Цвет, как никогда, стал центром внимания, причем художникам стали доступны новые красители и в связи с этим более широкая гамма насыщенных основных и дополнительных цветов.
Стиль 20 века.
В 20 столетии масляные краски применялись в самых разнообразных творческих манерах и жанрах, и их роль как одного из главнейших средств живописи снова возросла.