Еще один урок, наводящий на меня уныние. Слишком, слишком сложно для девятиклассника, который спит на уроке (играл до двух ночи) и видит себя в колледже или на мопеде с зеленой кубической сумкой за спиной (деньги надо зарабатывать, а не штаны на биологии просиживать). Сарказм, конечно, но печальный.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Полагаю, что выпускнику неполной средней школы достаточно знать о фотосинтезе определение и значение. Уметь назвать вещества, из которых образуется глюкоза. Знать, что кислород — побочный продукт, а процесс идет ради питательных веществ. Ну, и роль Солнца, чтобы не ляпнуть, что «растение берет питательные вещества от Солнца». Наверняка вы такое слышали)
Химизм процесса, роль НАДФ и других замечательных веществ, роль мембран, даже световая и темновая фазы — это для более старших учеников. Но это мое частное мнение, и я его не навязываю. Просто основываюсь на многолетнем опыте работы в самых обыкновенных классах так называемой «дворовой» школы, каких большинство.
Поэтому записываем определение (я предпочитаю такое: фотосинтез — это образование глюкозы из воды и углекислого газа в зеленых клетках растения в присутствии солнечного света). С особо интересующимися можно обсудить и другие клетки (цианобактерии), и другой свет (лампы).
Рисуем лист растения, вокруг него солнце, формулы воды, углекислого газа и кислорода. Стрелочками показываем, что куда (воду лучше изобразить возле черешка). Внутри листа рисуем контур хлоропласта, а в нем — формулу глюкозы.
Все. Но вот это вот «все» - чтобы от зубов отскакивало)
Тему энергетического обмена обычно даю несколько шире, хотя опять же без лишних (для девятиклассника) подробностей. Есть эскиз опорного конспекта к этой теме, привожу его ниже. К этой теме у школьников есть интерес, поскольку раскрывается «тайна» мышечных болей после неожиданной и серьезной нагрузки. Кроме того, можно перед объяснением задать вопрос о том, чем дышат бактерии, живущие в толще ила, где практически нет кислорода.
По возможности организую элементы беседы, чтобы ученики сами побольше говорили, опираясь на свой опыт и прежние знания. Но тут уж, как говорится, как пойдет)
А вы как даете темы фотосинтеза и энергетического обмена?