Лариса Батракова, депутат Совета города Мончегорска, руководитель детской общественной организации «Ренессанс», обладатель правительственной награды «Патриот России», празднует юбилей.
Откуда все начинается? Едва ли кто-то хотя бы раз не задавал себе этот вопрос, пытаясь проникнуть к истокам своего «я». Наша героиня не исключение. Лариса Петровна признается, что ее жизнь сильно изменилась, когда она встретила своего второго мужа. Тогда благодаря его любви, заботе и ласке отошла в тень, а может быть, просто исчезла живущая внутри взрослой женщины маленькая девочка, жаждущая отцовского внимания. Ее папа ушел из семьи в 57-м, оставив мать одну с тремя детьми. Ларисе тогда было всего шесть лет, но это событие во многом повлияло на ее отношение к сильному полу. С тех пор она инстинктивно будет тянуться к уверенным в себе мужчинам, способным не только защитить, но и дарить тепло. Александр Батраков оказался именно таким человеком. Вместе с ним, руководителем крупных строительных комплексов, Лариса Петровна объездила полстраны, пока в 1987 году семья наконец-то не обосновалась в Мончегорске.
Это одна из возможных точек отсчета. Хотя не исключено, что Лариса Батракова, которую знают и уважают в нашем городе, «родилась», сформировалась еще раньше, в совсем юные годы своей жизни. Она помнит, как ее мать на пределе человеческих сил в одиночку содержала большую семью.
- Мама изматывала себя на трех работах, - говорит Лариса Батракова. – Потом нас с братом отдала в интернат, где сама ночью дежурила няней, а днем убирала помещения. Так мы и жили девять месяцев в году. А каждое лето всей семьей ездили на заработки в колхоз. Крутились, как могли, чтобы выжить. Но, несмотря на тяготы жизни, я была романтически настроенной девушкой и даже мечтала стать артисткой. Впрочем, наверное, как и любая девушка в этом возрасте…
…Надо сказать, что эта мечта юности все-таки воплотилась в жизнь. Наша героиня целых семь лет выступала в цирке с номером оригинального жанра «Парный эквилибр». Именно там, на сцене, Ларису Петровну впервые увидел ее будущий муж Александр Батраков. Красивая стройная девушка так сильно запала ему в душу, что, когда они впоследствии случайно пересеклись вне цирка, он сделал все от него зависящее, чтобы этот «воздушный ангел» больше никогда не исчезал из его жизни. Так и получилось. Ангел не растворился в воздухе и по сей день, а вот цирк ушел в далекое прошлое. «У меня в старом советском паспорте была отметка «Артистка», - с улыбкой говорит Лариса Петровна. – Я так этим гордилась. Жаль, что, когда меняли документы, мне не удалось сохранить ту старую с советским гербом книжечку. Это такой раритет»
Учеба в интернате дала Ларисе Петровне многое. Она воспитала ее характер, привила ей умение разбираться в людях и искать и ценить в них даже ничтожную толику того хорошего, что в них есть.
- Конечно, все это стало возможным благодаря педагогам, - говорит наша героиня. – У нас в интернате они были замечательные, настоящие мастера своего дела. Общение с ними – это мой стержень. С тех пор я с огромным уважением отношусь к учителям. Знаете, как говорят, с придыханием. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как много для человека значит, его воспитание. Оно закладывает его основу, формирует в нем само отношение к жизни. По сути, это и есть сам человек. Поэтому очень важно, воспитывая ребенка, не унижать и не запугивать его, а пытаться с ним разговаривать и понимать. Работая с детьми, я всегда старалась следовать этому принципу.
Знаковые слова для педагога. Но мы не поленимся и еще раз отмотаем пленку назад, чтобы встретиться с нашей пятнадцатилетней героиней. В то время она трудится санитарочкой в хирургическом и неврологическом отделениях больницы.
- Этот период моей жизни забыть трудно, - признается Лариса Петровна. – Я рано узнала, что значит людское горе. Однажды к нам поступил больной с очень серьезной открытой раной. Сначала поток крови сдержала медсестра, но в какой-то момент мне пришлось ее сменить. Помню, как мне стало дурно, и закружилась голова. И это несмотря на то, что я тогда не в первый раз столкнулась с видом крови. Один врач-хирург, бывало, разрешал мне смотреть за тем, как продвигаются его операции. Он часто говорил мне, что с таким чувством сострадания и милосердия я обязательно должна стать хорошим врачом. В каком-то плане этот врач даже взял надо мной шефство. Он договорился, чтобы меня пускали в разные отделения, где я могла бы узнать что-то новое о медицине. Я была чем-то вроде «сына полка», дочерью больницы.
Три яркие вехи жизненного пути Ларисы Батраковой. В каждой из них есть что-то неимоверно ценное для нашей героини. Настолько важное и неотделимое от нее, что начинаешь понимать - никакой точки отсчета просто не существует. Есть человек и его развитие. Перемены – это только дверь из одной комнаты в другую.
- Я бы ничего не хотела изменить в своей жизни, - признается Лариса Петровна, - хотя понимаю, что она далека от идеала. Судьба матери сложилась очень трагично. После того, как нас бросил отец, она пыталась покончить с собой. Я очень хорошо помню тот день. В нашем доме было много народу, мужчины на руках сносили мать с чердака, потом ее бесчувственное тело лежало на кровати, а вокруг хлопотали соседи. Было страшно… Действительно, с появлением в моей жизни Саши изменилось многое. В момент нашей встречи я как будто отсекла все прошлое и устремилась вперед. Спасибо ему за все, что он для меня сделал. Хотя я понимаю, что и здесь очень многое далеко от идеала. Взять хотя бы только наши постоянные переезды с места на места. Но все равно я бы ничего не изменила в своей жизни. Не стоит. Не надо. В этом плане я даже не фаталист, просто отношусь к этому по-философски. Убери что-то одно - изменится другое. Может быть, я бы не приехала в Мончегорск. Это такой «эффект бабочки» во вселенной отдельно взятого человека…
В нашем городе жизнь Ларисы Батраковой целиком и полностью оказалась связана с педагогической деятельностью. Работала в детском клубе «Спутник». Он стал вторым, а, вполне возможно, и просто домом для более чем трехсот детей. Многие из них впоследствии скажут, что Лариса Батракова в буквальном смысле спасла их – уберегла от тюрьмы.
- Там многое соединилось в одно, - вспоминает Лариса Петровна. – Общая обстановка в стране и в городе, вседозволенность: молодым ребятам дали свободу, но не объяснили, что с ней надо делать. Нам, педагогам, которые работали в клубах по месту жительства, приходилось быть и учителем, и психологом, и просто другом. С нами мальчишки и девчонки делились самым сокровенным. Для них мы были… не знаю, как мать Тереза. Хотя это звучит слишком пафосно.
В начале 2000-х вместе с группой единомышленников создала в «Спутнике» детскую общественную организацию «Ренессанс». Не было бы ее, и, скорее всего, не было бы и последующей эпопеи с детьми войны. Хотя, на первый взгляд, два этих события не связаны между собой. Но на самом деле одно дало жизнь другому. Именно тогда Лариса Петровна почувствовала свою силу, свою способность помочь людям.
- Мое детство пришлось на 50-е годы, - говорит Лариса Петровна, - с войной ничего общего. Но, тем не менее, мне пришлось пристально взглянуть в судьбы людей, которые детскими глазами смотрели на ужасы войны, пришлось почувствовать их судьбу, как свою собственную. Большую роль в этом опять же сыграл мой муж, который тяготы военного детства знает не понаслышке. Я заметила, что Саша, как фронтовик, радуется праздничному параду 9 мая и одновременно плачет. Осторожно я начала его расспрашивать, но всегда натыкалась на стену, сквозь которую мне удавалось вытаскивать лишь крупицы. Даже сейчас, спустя многие годы супружеской жизни, он не стремится поделиться со мной этой своей стороной. Хотя я знаю – он до сих пор все очень и очень хорошо помнит.
Лариса Петровна записывала все, что рассказывал муж, а параллельно стала интересоваться судьбами других детей войны. Их биографии во многом были схожи – искалеченное детство, невыносимая душевная боль от потерь самых близких на свете людей. Никто никогда раньше не спрашивал их об этом. Не интересовался. Не знал…
С тех пор уже прошло много времени. В Мончегорске появилась организация «Дети войны». Ларисой Батраковой создан музей с таким же названием. И в масштабах всей страны отношение к детям войны постепенно приобретает более или менее внятные очертания. И вклад в это Ларисы Батраковой трудно переоценить. А труд был неимоверно тяжелый. Она сама признается, что часто она изматывалась так, что идти дальше по этому тернистому пути порой просто не хватало сил.
- В такие моменты я всегда думаю, - признается Лариса Петровна, - а каково тем женщинам, которые тянули свои семьи, как моя мама, в послевоенные годы? Каково тем людям, которые прошли войну? Им тяжелее. В миллионы раз тяжелее. Но они держались, хотя держаться-то было не за что. Эта мысль давала мне сил. Мне просто стыдно было раскисать. Стыдно перед ними…
Сегодняшний день рождения Лариса Батракова встречает в кругу семьи. Семьи не просто большой, а огромной. Муж - верный соратник, дети, друзья и, конечно, все те, с кем ее свела жизнь во время работы с детьми войны. Все они стали ей по-настоящему родными людьми. Людьми, которые положа руку на сердце, могут сказать: «Она хранитель нашей памяти».