Найти тему
Уральский историк

Русско-швейцарская борьба на поясах

Народным этот вид борьбы не был ни у швейцарцев, ни у русских. А правила этой борьбы разработал поляк для использования во время цирковых представлений, поэтому в середине прошлого века русско-швейцарскую борьбу пытались объявить своим национальном видом спорта поляки.

Заинтриговал? Но, по порядку…

Благодаря кинематографу и художественным произведениям у многих любителей истории начала XX века сложилось устойчивое представление о сверхпопулярной в то время цирковой борьбе, как о борьбе по французским правилам.

Французской борьбой в России в ту пору называли нынешнюю греко -римскую (классическую) борьбу.

На днях по греко-римской борьбе закончился чемпионат России, проходивший в Уфе. Кто видел, подтвердит: тратить время на просмотр поединков по этой борьбе захочет только фанат.

-2

Простой зритель, если и надумает смотреть, то в итоге ничего не поймёт. Два человека переталкиваются – переталкиваются. Никто никого не валит. Потом судья, по известной только ему причине, ставит одного борца вниз и второй пытается его поднять и снова уронить.

Если кто-то думает, что французская борьба в начале XX века была иной, изобиловала приемами и была понятной каждому, то ошибается. Например, в 1912 году олимпийский поединок по греко-римской борьбе между эстонцем Мартином Кляйном (выступал за Россию) и финном Альфредом Асикайненом (выступал против России. Да, да! Это к вопросу о том что Финляндию создал Ленин) длился 11 часов!!!

Понятно, что такие состязания не могли быть зрелищными. Поэтому Владислав Пытлясинский (по национальности поляк), разработал правила поясной борьбы специально для цирковых представлений.

Использовались ли данные правила в цирковой борьбе до Пытлясинского, информации не нашёл. Но, вероятнее всего, если он не был основателем цирковой борьбы, то, несомненно, являлся одним из самых видных её популяризатором.

Цирковая "русско-швейцарская" борьба на поясах
Цирковая "русско-швейцарская" борьба на поясах

Цирковой вариант поясной борьбы, подразумевал поединки в которых борцы соревновались в специальных кожаных поясах со специально приделанными по бокам кожаными ручками (ucha). За эти ручки и надо было держаться на протяжении всей схватки. Подножки, опускание рук и продолжение борьбы в партере были запрещены. Для победы необходимо было опрокинуть соперника на лопатки и провести удержание в этом положении.

Пояс для русско-швейцарской борьбы
Пояс для русско-швейцарской борьбы

В «Энциклопедии видов борьбы народов мира» пишут, что цирковой вариант «русско-швейцарской» борьбы некоторые энтузиасты В Польше пытались реанимировать в 50-60-х гг. XX в., называя ее при этом традиционным для Польши видом борьбы.

Русско-швейцарская борьба на поясах
Русско-швейцарская борьба на поясах

Подробнее правила цирковой поясной «русско-швейцарской» борьбы описаны в книге Короновского В.Н. и Яковлева М.А. «Борьба и бокс».

«Состоит эта борьба в следующем: противники надевают пояса из кожи или крепкой парусины, довольно плотные, к бокам которых приделаны ручки. Спереди пояса пришиты два длинных ремня на расстоянии 4—6 вершков одни от другого; эти ремни проходят между ног и сзади застегиваются на пряжки, пришитые к кушаку. Кроме того, самый пояс застегиваются на 2-3 пряжки. Закрепленный таким образом пояс плотно сидит на талин. Сойдясь, противники берут друг друга за ручки пояса, причем руки накладываются как при обхвате накрест, т. е. ваша левая идет под правой противника и наоборот.

Нужно оторвать противника от земли иди, рассчитав движения его ног, толкнуть назад, потянуть к себе, рвануть в бок и т. д. словом необходимо так или иначе бросить его на лопатки. Эта борьба требует некоторой техники, хотя в ней и играет большую роль вес и сила. В ней существуют несколько бросков в бок и через себя, которые требуют точного расчета, иначе можно положить самого себя. Это обстоятельство усугубляется еще тем, что ручки пояса во все время схватки отпускать нельзя. Отпустивший хотя бы одну ручку считается побежденным, или ему засчитывается штрафное очко. В борьбе на поясах очень употребительна мельница».

Главное преимущество русско-швейцарской борьбы над французской заключалась в том, что она была для всех понятной, победитель был очевиден. Кроме того, выйти на арену и попробовать свои силы в поединке с хорошим борцом мог каждый желающий – специального изучения правил не требовалось.

Когда готовил эту статью, обнаружил, что был в СССР энтузиаст «русско-швейцарской» борьбы некто Б.М. Чесноков в советские годы пытался популяризировать нечто подобное и даже выпустил книжку «Русская народная борьба». Но книжки этой у меня нет. Власти же заинтересованности в развитии этой борьбы не проявили. Тем более, что в СССР и сейчас в России развивается схожий вид - татаро-башкирская борьба куреш.

Схожая, но все -таки несколько иная…

А какой Октябрьской революции была народная борьба на горнозаводском Урале можно почитать ТУТ.

Больше истории Урала на сайте pervo.info