Цикл лекций при поддержке компании Kraska-Store (часть 9).
Этот западноевропейский стиль приходит на смену эпохе Возрождения. Барокко считается первым стилем Нового времени, окончательно завершившим период Средних веков.
Тысячелетнее религиозное мировоззрение в XVI уступает место светскому: рациональному и научному с одной стороны, и роскошному с другой.
Барокко стиль дворцовый, в двух словах его можно охарактеризовать как стиль излишества, визуальных эффектов, театральности. Кстати, и сам термин в переводе с португальского языка переводится как «с изъяном», жемчужна неправильной формы, прихотливый узор.
Стиль возникает в Италии в конце XVI века. Такие архитекторы как Дж. Бернини и Фр. Борромини в своих постройках определили ключевые стилистические тенденции. Сложный, лекальных фасад здания, выступающие карнизы, круглые и овальные окна, обилие колонн и лепного гипсового декора.
Интерьер служил продолжением тех визуальных впечатлений, которые получал человек, стоя перед церковью, дворцом или виллой.
Внутри все должно было ошеломлять, удивлять, создавать необычные визуальные эффекты. Так итальянские художники придумали стиль иллюзионистской живописи, изображая на потолках сложные многофигурные сцены на мифологические мотивы.
Создавать иллюзию нереального помещения должны были зеркала и золотой лепной декор. Свет свечей многократно отраженный на стенах, лепнине, зеркалах трансформировал пространство комнаты или зала, казалось, что стены теряют свою материальность за счет мерцания и переливания бликов.
Впрочем, в разных странах существовали и определенные отличия в дизайне барочного помещения. Так во Франции, где был очень популярен текстиль в самых различных вариантах, стены часто украшались не позолотой, а тканью: шелком, тафтой или гобеленами. Французские декораторы предпочитали насыщенные оттенки: красный, зеленый, золотисто-медовый.
Большие дворцовые интерьеры оформлялись с размахом и роскошью: статуи в интерьере, большие окна, высокие потолки. Но в эпоху барокко строились не только дворцы аристократии и королей, но и дома зажиточных горожан. Пример такой застройки и оформления неплохо сохранился в Нидерландах и у нас в России.
Центральной комнатой такого дома становится гостиная. Часто с камином или большим столом по центру. Остальные комнаты в доме довольно скромные по размеру и часто проходные, начиная от хозяйской спальни, заканчивая кабинетом.
Полы часто были декорированы керамической плиткой, реже мрамором. Стены украшались дубовыми панелями, либо теснённой кожей. А вот потолок мог быть просто побелен.
Важную роль, что в дворцовом, что в городском интерьере играли мебель и предметы искусства.
Эпоху барокко можно назвать веком живописи. Картинами было модно украшать стены практически всех комнат. И если во дворцах особой популярностью пользовались картины больших размеров на мифологические темы и парадные портеры их обитателей, то в скромных бюргерских домам более востребованы были небольшие картины на бытовые сюжеты и натюрморты.
Барочная мебель - тоже искусство. Именно в этот период появляются целые династии краснодеревщиков, изготовлявших искусную мебель для дворцовых интерьеров. Самым известной была династия Булей (Франция). Мебель Шарля Буля стала эталоном для подражания. Столы и шкафы, стулья и комоды, искусно украшенные резьбой, бронзой, черепаховыми панцирями были настоящими шедеврами.
Кстати, флорентийской мозаикой украшали мебель не только французские мастера. Это был распространённый декор.
В эпоху барокко появляется и мягкая мебель в современном ее понимание. Мебельщики открывают новые способы набивки сидений и спинок. Ножки стульев и диванов сложной S-образной формы, сидения обтянуты гобеленовой тканью или кожей. Не последнюю роль в дизайне мебели играли бахрома по краю сидений и бронзовые шляпки обивочных гвоздей.
А под конец обзора мне хотелось бы развеять небольшое заблуждение, связанно с эпохой барокко. Иногда кажется, что все это интерьерное великолепие завершали хрустальные люстры. Это не совсем верно. Хрусталь был довольно редок. Чаше всего в барочном интерьере XVII века мы встречает многорожковые светильники: бронзовые или венецианского стекла.
К концу XVII века Европа испытывает влияния восточноазиатских стран, в первую очередь Китая. Изысканные шелка, мебель, посуда формирую и другую моду. На смену барокко приходит новый стиль – рококо.
Читайте другие материалы о дизайне на сайте Kraska-Store.
Дарья Воронина, искусствовед и художник в партнерстве с компанией Kraska-Store.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и регистрируйтесь на наши мероприятия по ссылке: https://kraska-store.ru/events/