В статье наш опыт о необходимой замене деталей велосипеда после его покупки. Расскажем о подготовке к велопоходу, потому что надежность велосипеда – это главное. Кстати, наши велики и нас самих можете посмотреть на youtube:
Мы не выбирали на каких велосипедах ехать. Об этом рассказываем в первой статье: КАК СТАТЬ ВЕЛОСИПЕДИСТОМ? Нам очень интересно, как готовитесь к велопоходу Вы? Напишите в комментариях, как усовершенствовали свой велосипед, что поменяли?
У Андрея был Stern Energy 2.0, у Лены – Atom Racing 1.0. Как себя поведут эти горные велосипеды в реальном походе было неизвестно. Но нужно было минимизировать возможные будущие поломки. Поэтому мы решили заменить всё изношенное и то, что может сломаться.
РАМА
Главная деталь в велосипеде - рама. Она должна быть, как минимум, алюминиевой, маркировка металла 6061, нужного размера под рост. Низкие рамы – их раньше называли «женские» под маленький рост. Такие рамы делают на городских прогулочных великах.
И это не значит, что они в прямом смысле «женские», это говорит о том, что женщины, как правило, маленького роста, поэтому такие им удобнее и «ноги задирать не надо», особенно когда едут в юбке 😊
Геометрия рамы – очень индивидуально.
Что самое интересное, Лене нравится ездить на 20-й раме Андрея, а Андрею на Ленином велике с 15-й рамой. На первом «Стерне» - едешь, как на танке, а на Атоме – как на чем-то инерционном, будто сам катится. Вот такие у нас интересные разнообразные индивидуальные ощущения.
ВИЛКА
Мы не специалисты по велосипедным вилкам. В обоих случаях у нас она «пружинно-эластомерная». За тем лишь исключением, что на Стерне пружина запрятана внутрь штанов, а на Атоме – по старому образцу, сверху, закрытая пыльником – гармошкой.
В общем, как выбирать вилку мы вам не подскажем, потому что в этом пока не разбираемся. Какая была в комплекте – такая до сих пор и ходит. Вилка без возможности блокировки, нас это всегда полностью устраивало. Дискомфорт не испытывали.
А так, знаем, что бывают воздушные, масляные вилки. Но ни разу с ними не сталкивались. Если у Вас такая – напишите пару строк в комментариях, интересно, чем от пружины отличается?
КОЛЕСА
Как бы это ни было смешно, но тогда мы подумали, что самое страшное на наших 26 колесах – это прокол. Поэтому запаслись и заплатками, и аж двумя запасными велокамерами. Но, забегая вперед, скажем, что, проколов не случилось и всё это мы зря провозили с собой.
Однако, стоит сказать, что для длительных велопоходов нужны антипрокольные покрышки с классом защиты не менее 5. Кстати, циферка, кажется – количество миллиметров антипрокольного слоя.
Выбор для нас был не столь обширен:
- либо Shwalbe Marathon Plus;
- либо бюджетные ChaoYang Rhino Skin.
Вторые мы выбрали для последнего велопохода по Крыму, где колючки. Ни одного прокола не было. Больше колючек на кроссовки собрали. Обошлись нам покрышки в 900 рублей каждая. Ехали из Симферополя почтой, нашли на Авито.
Колеса должны быть обязательно с прочным двойным ободом, желательно с пистонированными отверстиями. Желательны также нержавеющие спицы, втулки на промподшипниках, а вместо трещотки – кассета. Но в нашем случае, что было то и было, заниматься заменой колес мы не стали, ввиду дороговизны этого удовольствия.
На велике Андрея заменили насыпные подшипники колеса на пром-подшипники. Это, кстати, его «ноу-хау» и самый популярный ролик на нашем ютьюб канале, вот ссылка:
Считается, что с 26 размером колеса прочнее. Возможно, это так. Но наше мнение, что размер колес надо выбирать под личные пропорции тела. Если человек 2 метра ростом, то на велосипеде с 26 колесами он будет выглядеть, как медведь в цирке.
Ну а 29 колеса, как бы их не расхваливали, очень громоздкие. Не всем людям (мы-пример таких) удобно на них ездить. Их сложно запихнуть в багажник автомобиля. Это наше «имхо» - с ним можно не соглашаться.
ТРЕЩОТКА - ЗАДНИЕ ЗВЕЗДЫ И ЦЕПЬ
Боясь разрыва цепи, решили её сменить - сперва на велосипеде Андрея. Каково же было его удивление, когда, выехав на улицу, при кручении педалей начал раздаваться громкий треск, а сама цепь начала проскакивать. Ехать было невозможно. Полезли читать в интернет и выяснилось, что новая цепь «не дружит» со старой, много лет не менявшейся трещоткой.
Дело в том, что новая цепь со временем растягивается и, если её долго не менять, она начинает стачивать самые ходовые задние звездочки. Поэтому, когда ставишь новую цепь на такие звезды, она начинает жёстко проскакивать. Вот кто бы мог подумать! Но, опыт-опыт, на этом мы учились.
Короче, к новой цепи пришлось докупать трещотку. Это обошлось нам в 400 рублей цепь +800 рублей трещотка.
Оказалось, что прикипевшую к колесу трещотку не так-то легко открутить. У кого-то это получается с первого раза, а кому-то приходится идти в велосипедную мастерскую. Андрей так и сделал. Там ему всё открутили и поставили новую трещотку, стоимость работ была 250 рублей. Потом уже сам научился. Об этом напишем отдельную статью.
Трещотка не так страшна, как кажется. Многих отпугивает тот факт, что в ней много мелких шариков и в случае поломки не починишь. На деле оказалось всё проще. Достаточно один раз внимательно разобрать её и собрать заново, чтобы понять, что это элементарная конструкция.
Единственный момент - нужно возить с собой запасные шарики, собачки, кольца и стяжку. А ещё взять липкую смазку или Литол, потому что мелкие шарики как раз на такую густую мазь и сажаются.
Преимущества трещотки в том, что она не дорогая по цене. Порой, дешевле кассеты. Для тех, кто не знает, трещотка и кассета – это задние звезды велосипеда, на которые надевается цепь.
Но в случае с кассетой – это «голые звезды» без подшипника внутри. Сам подшипник находится на барабане, внутри которого находится ось колеса. И эти звезды просто надеваются на этот барабан. Преимущества кассеты в том, что отдельные уже сточившиеся звезды можно менять. Ну и в том, что сам барабан на промышленных подшипниках, а значит прочнее.
Но, как мы уже сказали выше, это не значит, что трещотка хуже. Она просто сложнее. А так, и барабаны на промподшипниках клинит и бывает оси ломаются.
Сломаться может, что угодно, при чрезмерной эксплуатации и несоблюдаемых нагрузках. В этом смысле мы не разделяем составные велосипеда на «худшие и лучшие». Субъективно это.
Если вам интересно, почитайте статьи, как мы решили проблему с поломкой оси и трещотки, вот они:
ПЕДАЛИ, ШАТУНЫ, КАРЕТКА
На велосипеде Андрея начал «проваливаться» шатун при кручении. Выяснилось, что в этих великах Stern стоит каретка – полукартридж. За 3 года езды предыдущего владельца, конусы насыпных подшипников там сточились и нужно было их менять. В местном велосипедном магазине купили первую попавшуюся каретку Neco на промподшипниках, поставили её. Стоит по сей день и крутится исправно. Стоила она примерно 400 рублей. Если на Вашем велике каретка картридж – смело меняйте на прома.
Нам пришлось разбираться в устройстве не только трещотки, но и каретки. Узнавать, как это всё откручивается и смазывается. Это «грязное дело», но хорошо обучает и помогает лучше познать велосипед. А такое познание очень важно в дальнейшем, особенно, если планируешь ехать куда-то очень далеко, где тебе вряд ли смогут помочь с починкой. Мы напишем об этом в своем блоге, но попозже.
Скажем только, что открутить прикипевшую каретку не легко. Здесь уж, как повезёт. Кто-то сразу откручивает, а кому-то надо в велосервис нести.
В плане педалей, считается, что лучший вариант – алюминиевые. На Стерне были такие, а на Атоме Лены – пластиковые. Но из плотного пластика. Ни те, ни другие, не снимали и не обслуживали. Крутятся исправно до сих пор и не хрустят. Поэтому, как вариант – педали можно оставить. А в поход даже съемник шатунов можно не брать, весит он порядочно.
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ И ПЕРЕДНИЕ ЗВЕЗДЫ
Мы не требовательны к переключателям скоростей велосипеда. Стоит базовый Shimano Tourney, что на первом, что на втором велосипеде. Не подводили. Но тросики внутри оплётки сменили на новые, предварительно смазав их смазкой.
Андрей сменил на Стерне передний переключатель, так как старый был уже изношенный и плохо перебрасывал цепь на передних звездах. Кстати, мы не сторонники «сингл-систем», где впереди одна звезда, просто потому что пользуемся двумя большими передними звездами практически всегда. Когда велосипед на трещотке – это оправдано.
Да и потом, ну не доверяем мы алюминиевым передним звездам! 😊 И вообще считаем, что чем проще система передних звезд, тем она дешевле и её проще заменить в любом городе, при поломках.
РУЛЬ, ВЫНОС, СЕДЛО, ПОСАДКА
Считается, что руль, подседельный штырь должны быть алюминиевыми. На велосипеде Лены это всё было. А вот на Стерне Андрея был стальной у-образный руль и стальной подседел. Сталь более прочная, но даёт больший вес. Поэтому руль был заменен на более широкий – 70 см вместо 60. А вообще, ширина руля дело индивидуальное.
Для путешествий – лучше не делать больше 70-ти, потому что придётся прижиматься к обочине с очень широким рулём. А вот те, кто прыгает по горам – тем да, нужен руль широкий. С ним всё более устойчиво.
Изгиб руля очень индивидуальная вещь. Кому-то нравится очень высокий подъем, кому-то вообще горизонтальный, а кто-то ездит с рулем-бараном. Но если мы говорим об обычном у-образном руле, то здесь всё просто. С ним легче отрегулировать посадку велосипедиста.
Что такое посадка на велике? – Это когда ты садишься на велосипед и тебе не надо тянуться руками до руля, или когда зад не свешивается за пределы седла. Ездоку должно быть комфортно. Считается, что лучшая посадка, когда ручки руля находятся в одной горизонтальной плоскости с седлом. При этом, сидя на таком велосипеде, носок ноги должен быть изогнут и прочно стоять на педали. Но и это относительно.
Главное, стоит помнить, что для путешествий «городская» посадка, когда сидишь на широком седле, как на стуле, а руль у тебя перед глазами – так неправильно и не годится.
Велопутешественник должен быть в «средней позиции» на велике, не сидеть на нем, как на стуле, но и не лежать на нем на животе.
Опять же, зачем такая посадка?
Для того, чтобы у вас после первых десяти километров не стали неметь и отваливаться руки, или не стала болеть поясница.
На велосипеде Лены мы поменяли вынос руля. Она маленького роста и постоянно тянулась к рулю. Поэтому вынос ей купили самый минимальный, а уже дальность расположения ручек отрегулировали путем поворота руля. Вот почему у-образный руль в этом смысле очень удобен. Его всегда можно отодвинуть чуть ближе или чуть дальше, не меняя при этом длину выноса.
Подседельный штырь надо выбирать по росту. Если поднимаешь седло и видишь, что хомут фиксируется на отметке MAX, обозначенной на штыре – это означает, что штырь маленький и со временем он просто прогнётся под ездоком.
Вот на велосипеде Андрея, даже стальной погнулся! В этом случае нужно брать подлиннее, например, не 350мм, а 450. Из алюминия. Такой и взяли.
А еще мы заменили проставку на хомуте с пластиковой на металлическую. На фото выше видно.
ВЫВОД
Мы озвучили наши мысли и опыт, касательно подготовки велосипедов к велопоходу. Ведь часто люди спрашивают, что им заменить в велосипеде. Мы считаем, что замена комплектующих в велосипеде должна быть обоснованной. И не всегда тяга к «улучшательству» приносит нужный эффект.
Наш совет такой, если вам непременно нужно что-то улучшать ради улучшения, то лучше сразу присмотритесь к топовым великам. Заплатите достаточно денег, но будете уверены, что все комплектующие у вас качественные и классом выше новичкового.
С другой стороны, даже дорогие комплектующие требуют к себе бережного отношения и обслуживания. Будем рады, если наша статья и ход наших мыслей помогут вам расставить все точки над i. Ведь в любом велосипеде самое главное, чтобы ехал как можно дольше без обслуживания. Даже на самых отсталых «ашанбайках» можно совершать великие дела! Пример тому - мы. Хотя наши велики и нельзя назвать "ашанами". Но они из самого бюджетного сегмента.
Будем рады подписке на канал. Впереди ещё будет много интересного материала и видео. Спасибо за внимание.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘