Нуль. Можно сказать, что Павел Филонов, как и Малевич, оттолкнулся от "нуля". Только вот нули у них были разные. Если Малевич в идее своего "нуля" призывал отказаться от всего прошлого опыта, то Филонов опирался на "нуль" как нечто первичное - штрих, мазок, точка. Там, где у Малевича чернела пустота, у Филонова каждый миллиметр полотна заполнялся такими вот "атомами" живописи. Рождается впечатление, что Филонов как никто понимал важность каждой частички в едином целом. Понимал связь прошлого, настоящего и будущего. Без разницы человек это, или Земля, или Вселенная. Разве что только масштаб другой.
Герои его картин вплетаются в живописную ткань. Они неотделимы от нее. Метафизичны. Они трансформируются под воздействием окружающего поля, которое наполнено символами, знаками. Зритель, разглядывающий его работы, создает свое собственное произведение. Глаз смотрящего выхватывает свои слова, свои знаки и символы. Формирует свое поле и свой смысл. Выскажу версию, что возможно поэтому Павла Филонова сложно однозначно "определить" или расшифровать. Для каждого он свой.
Созданное художником многомерное пространство экспрессивно, чувственно, открыто. Связано незримыми нитями-штрихами, нитями-линиями. При всем кажущемся хаосе, тем не менее пространства его работ четко структурированы. Каждая деталь находится на своем месте. И каждая деталь сообщает произведению свой импульс, работает на общий образ.
Павел Филонов три раза совершал паломничество в Иерусалим. Вообще, не смотря на его авангардность, практически в каждой его картине просматривается иконичность. Художник опирается на русский культурный код. Он вплетает его в поэзию своих картин так, что сами иконоподобные Лики-Лица в них, приобретают уже авангардный смысл.
ЛИКИ
Если отойти от работы, прищурить глаза, чтобы обобщились детали, работа выглядит иконой. В ней из мелких мозаичных деталей набирается фигура. Более ясно прописаны лицо и руки. А вот фигура растворяется в деталях, проникает в них, связывая воедино пространство работы. Автор словно намекает на божественное начало как исток всего. Обратите внимание на каноническое расположение рук.
Рука сложенная лодочкой ассоциируется с заботой, открытостью, с желанием сберечь и сохранить. Поскольку Филонов работал в том числе и с церковной темой, мы видим отсыл к иконописи.
Ну и конечно, можно порассматривать детальки. Справа можно увидеть всадника на коне. Мозаику из растений, деревьев.
Эта картина, если от нее немного отойти производит впечатление карты. Линии, пятнышки - создают впечатление живого организма с сосудами, органами. Отчасти отталкивает, пугает своей обнаженностью.
Лица, проглядывающие сквозь мозаику - ощущение чего-то большего за этой поверхностью. Работа при ее многомерности приобретает еще один дополнительный слой. Поверхность и за ней еще глубокое неизвестное пространство, просвечивающее темными разрезами и пятнышками.
ЛОМОВЫЕ
Интересно рассмотреть эту картину. Главным образом потому, что в ней можно увидеть некое смешение. Это и примитивизм. Его можно отметить в изображениях главных персонажей: крестьян, лошадях.
Хотелось бы отметить некую коллажность работы. Фигуры в окружении черного пространства как-будто вырезаны в картине. Элементы одежды, лица не имеют объема. Необходимый объем им обеспечивает черное пространство вокруг. Вокруг фигур формируется глубина. А лошади же, при плоскостном изображении, обладают тенями и "выходят" за плоскость картины.
Любопытно понаблюдать и за масштабированием. Громадные по размеру фигуры и крошечные домики в вывернутом пространстве. Тут мы снова возвращаемся к многомерности. Несмотря на то, что оно плоское, эти плоскости прорезают, пересекаются, имеют "дыры", коммуницируют друг с другом.
#филонов #художник #авангард #русскийхудожник #русскоеискусство #живопись