Найти в Дзене

Конкуренция мужской и женской прозы

Вопрос не в том, кто пишет лучше и достойнее – мужчины или женщины. Ведь все эти оценки «лучше» и «хуже» слишком субъективны. Нет смысла обращаться и к статистике соотношения известных писателей за прошедшие века. То, что подавляющее количество классиков мировой литературы составляют мужчины, направит нас разве что в сторону гендерного анализа: а именно к вопросам образования, положения в обществе, архаичным обычаям применительно к мужчинам и женщинам.

Но теперь условия для творчества женщин и мужчин постепенно выравниваются: и в отношении образования, и по бытовым условиям, и по социальным критериям. Среди людей с высшим образованием женщины даже составляют некоторое большинство. Уже вошла в широкий обиход бытовая техника: все эти стиралки, посудомойки и всякие мультиварки. Сейчас даже у молодых женщин с маленькими детьми появились время и возможность писать книги.

А у мужчин, как раз наоборот – меньше времени на занятия литературным творчеством. Ведь мужчины часто выступают основными кормильцами семьи, содержат жену и детей и редко имеют достаточно свободного времени, чтобы глубоко погрузиться в писательство. Оно ведь очень редко оплачивается достойно.

Так что чаши весов приемлемых житейских условий в писательской профессии для мужчин и женщин почти уравновесились.

А значит, можно обсудить, в какой сфере теперь идет конкуренция среди пишущих мужчин и женщин за читателя.

Чаще всего похвале удостаивается так называемая МУЖСКАЯ ЛОГИКА. Она, дескать, четкая, выверенная, строгая. А женская с ней и рядом не стояла. Однако самое чистое логическое мышление мы видим только у математиков (у них кстати, есть и предмет – математическая логика). Но если обратиться к школьным годам, то каждый вспомнит достаточно мальчишек, едва вытягивающих на тройку математику с физикой. Соглашусь, что некоторым не хватало усидчивости и старательности, но у других просто не было способностей к точным наукам. Так или иначе, именно из этой группы отдельные ребята чаще шли в историки или филологи. И впоследствии становились писателями. Большинство престижных национальных премий получают как раз мужчины, писатели-филологи.

Разумеется, среди мужчин-писателей, есть и представители других профессий: инженеры, врачи, биологи, моряки – их книги тоже находят своих читателей, и не мало.

Женщины-писательницы имеют более широкий круг дипломов. До писательства они работали библиотекарями, учителями, врачами, инженерами, бухгалтерами и современными менеджерами в разных сферах. Женщины-филологи чаще работают редакторами, хотя иногда и пишут свое. Замечу, что филологов среди известных писательниц меньшинство, навскидку вспоминается Татьяна Толстая и Майя Кучерская.

О чем говорит, это маленькое исследование? Именно о том, что умение четко и логически мыслить стоит вовсе не на первом месте среди предпосылок к литературному творчеству.

Тогда, что же важно для писателя? Умение выражать свои ЧУВСТВА? Развитая ИНТУИЦИЯ? Но практика показывает, что книги, эксплуатирующие эти характеристики в чистом виде, никак нельзя вознести на вершины писательства. Здесь я имею ввиду книги-боевики, где на первый план выходят чувства вражды и ненависти, а также жанровые лав-стори, эксплуатирующими только сексуальную тему.

Но тут выношу за скобки серии боевиков и «любовные романы», которые являются креативом издателей, а не писателей. То есть, когда обложки с поцелуями парочки или воина с мечом становятся инструментом маркетинга, мало соотносящимся с содержанием книги.

Однако эта политика книгоиздания внедрила в сознание читателей стереотипы. И многие читатели для себя уже разложили книги на мужские и женские, распределив и наклейки жанров для них. Иной и не станет читать, например, фантазийную книгу с женским именем на обложке. Потому многие женщины, пишущие фэнтэзи берут и брали мужские псевдонимы (начиная с Макс Фрай – Светланой Мартынчик). Известны и ситуации женских псевдонимов у мужчин, пишущих романтичную прозу, но такие случаи более редкие.

Но если главное для писателя не логика, не чувства или интуиция, то что тогда?

Думаю, что многие согласятся со мной, что на первый план выходят умения наблюдать за жизнью, делать обобщения, осмысливать жизненный опыт, вводить фантазийные элементы, но при этом не стоит забывать и о технике писательского мастерства. Все эти навыки позволят писателям создать правдивые образы героев и своего, и противоположного пола. А также технично использовать женщинам мужские псевдонимы, а мужчинам – женские.

Подробнее о создании героев противоположного автору пола