Сегодня я обедал с начинающим технологическим предпринимателем.
Технологический предприниматель - это тот кто делает стартап с технологией или технологическим продуктом. Это может быть it стартап, это может быть научный стартап, но в любом случае есть какая-то уникальная технология.
После часового разговора сформировал такие рекомендации:
1. Поиграть в мобильную игру на телефоне. Да-да, вы не ослышались🙂
Поставить игру на мобильный телефон. The Startup - симулятор стартапа. Там задаются правильные вопросы, ставятся настоящие бизнес-задачи. Неплохо сформулированы бизнес-риски, как в реальной жизни.
Я играл на ОС Андроид, где она есть только на английском языке.
С другой стороны зачем вам технологический стартап, если вы не знаете английского языка!? Технологические стартаперы - те кто хотят сделать что-то глобальное, что-то, что поможет всему миру.
🤷🏻♂️Для этого, как ни крути, понадобится английский язык.
2. Ему не нужны бизнес партнёры.
Вообще, тема партнёрства в бизнесе и его необходимости - очень глубока. Требует отдельного экспертного погружения.
К счастью для всех нас, у меня есть к кому обратиться.
🙋🏻♂️ Знакомьтесь с telegram-каналом Сергея Стороженко. Сергей - мой друг, клиент и подрядчик.
Ссылка на канал Сергея
👍 Сергей - профессиональный архитектор бизнес-партнёрств. Я знаю его как спикера бизнес-конференций. Однажды я выступал сразу после него на форуме для предпринимателей.
Еще я брал у него полноценную двухдневную партнёрскую сессию для себя и своего бизнес-партнёра.
Надо сказать, без Сергея, мы бы никогда не сделали того, что сделали с ним.
После работы с Сергеем не осталось незаданных вопросов с партнёром.
✅Теперь мы можем двигаться дальше в светлое бизнес будущее. Мы не опасаемся, что между нами есть какая-то недосказанность. Под его чуткой модерацией наружу было вытащено все, о чем мы боялись поговорить. Зато теперь так легко и спокойно.
Это всё имеет смысл только если вы понимаете ДЛЯ ЧЕГО вы друг другу - для чего вам бизнес-партнёр.
Конкретно в случае с сегодняшним предпринимателем ни я, ни он так и не смогли точно и лаконично ответить на вопрос ДЛЯ ЧЕГО.
Смотрите, инструмент бизнес-партнерств - это инструмент достижения результата. Такой же, как и все остальные. Крайне сложный, рискованный, а иногда и просто опасный.
1. Причина этому - непредсказуемость, сложность и многообразие человеческих взаимоотношений. С бизнес-партнером не работают отношения подчиненный-руководитель. А умножается эта сложность дележкой власти, денег, разницей амбиций и личным повседневным вкладом каждого.
В бизнес-партнерствах нередки вопросы типа:
- "а почему я делаю столько (много), а моя доля меньше?"
- "я вложил на старте больше, а сейчас бизнес вырос и я хочу долю больше"
- "я хочу расти х2 в год, а моим партнерам хорошо и сейчас, они не хотят напрягаться"
- "он получает большую долю, а делает мало, это несправедливо"
... и другие прелести работы с партнером
Думаете - это всё? - Нет ))
2️. Есть еще одна переменная - время. Мы договорились на берегу об одном. Поделили доли и сферы влияния. Кажется, что все хорошо. Но, вот, проходит год, ситуация на рынке или в отрасли поменялась. От нас с партнером нужно нечто иное. Нужно перестраиваться. Возможно мои компетенции уже не нужны в первоначальном объеме. Возможно, его активы стали для нас пассивами.
🤷🏻♂️А доли-то уже поделены.
Вывод вам не понравится, но он должен быть сформулирован:
‼️ Если вы МОЖЕТЕ обойтись без партнерства, то обойдитесь без него.
⁉️ Если вы не можете, то крайне важно точно сформулировать ДЛЯ ЧЕГО вам партнер.
Вот примерный список причин, когда наличие в вашем бизнесе соучредителя еще хоть как-то оправдано:
◾️ Привлечение компетенций
Которые вы не можете купить, или нанять за деньги. Какой-то уникальный опыт, ноу-хау, носителя которого за деньги нанять вы не можете.
◾️ Связи.
Вы изобрели мега-штуку, которая нужна рынку. Но вы инженер и не знаете никого в отрасли. Зато знаете человека, который знает вообще всех, так как он в этой тусовке уже двацать лет.
◾️ Деньги.
Вы входите в фазу роста, но у вас нет денег. Зато есть кто-то, у кого они есть. Такой партнер называется инвестором. И он может быть как пассивным, так и активным.
◾️ Бренд и репутация.
Маркетинговый буст, опять же, если вы не можете его купить.
❌ Самая распространенная ошибка:
Я слишком много работаю, заведу-ка я себе исполнительного директора, но буду ему платить мало, но сделаю его партнером.
НЕТ! В этом случае вам нужен наемный сотрудник уровня директор, а не партнер! Не путайте! Решите проблему с делегированием. Есть же другие, не такие тяжелые и рискованные инструменты менеджмента.
Думаете, теперь всё? - НЕТ )))
🤷🏻♂️В силу естественных причин, люди, так случается, умирают и разводятся.
Хотите делить долю ВАШЕГО бизнеса с наследниками или бывшими женами?
Обо всем этом не хочется и неудобно говорить, я знаю.
Детская позиция - оставить на потом и надеяться, что все будет хорошо.
Взрослая позиция - всё обсудить и спать спокойно.
С кем обсудить - я вам дал в прошлом посте на эту тему.
Не совершайте ошибок и влепите реакцию, если было полезно.😜
🙋🏻♂️Подписывайтесь, ставьте лайк если было полезно❤️