Не хотите ли отведать яблочко, которое вкушал ещё Адам, ой нет, это я погорячилась, римский император Фридрих I, Барбаросса («Рыжебородый») во времена расцвета Священной Римской империи?
или грушу со стола императора, коронованного папой в 1530 году, Карла V:
или , уж точно, - вишню, которой в детстве лакомилась бабушка Софи Лорен?
Есть такое местечко в Италии!
Но начнём мы не с сада, а с любви❤, потому что сначала была любовь.
Не случись однажды в жизни одного очень известного итальянца жениться на русской, а точнее советской 🚩✊, женщине, кто знает, может этого сада и в помине не было.
✨История с Лорой
Началась история в 70-х годах прошлого века.
Однажды в Россию приехал известный итальянский режиссёр Микеланджело Антониони, как писали газеты «со своим сценаристом». А сценарист этот был не кто иной, как звезда мирового кинематографа - Тонино Гуэрра, Tonino Guerra (1920 — 2012) . Автор более 100 сценариев! к фильмам, которые вошли в золотой фонд мирового кино. Среди многочисленных наград Тонино Гуэрра - три «Оскара», восемь «Золотых пальмовых ветвей», звание «Лучший сценарист Европы», присвоенное в 2004 году на I Конгрессе сценаристов и Европейской киноакадемии.
Тонино Гуэрра всесторонне одаренный человек - он был писателем, писал книги, сценарии, стихи и картины, был скульптором и архитектором, он любил людей и имел много друзей. В числе его друзей были почти все «небожители кинематографа»: Феллини, Де Сантис, Антониони, Мастроянни, и мн.др. Тонино написал сценарии к двум фильмам Андрея Тарковского, работал с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским.
О Тонино можно говорить бесконечно, такой это удивительный, тёплый и интереснейший человек, но вернёмся в Москву.
На одном из обедов, в гостях у известного московского нейрохирурга, Тонино увидел девушку с огромными голубыми, как небо его родной Италии, глазами. На тот момент знаменитому сценаристу было за пятьдесят лет, а голубоглазой красавице с рыжими волосами - Элеоноре (Лоре) Яблочкиной (дев.фамилия Крейндлина) за тридцать. Лора окончила филологический факультет и работала редактором на телевидении. Лора до встречи с Тонино была замужем, но в 34 года осталась вдовой.
В тот знаменательный день она откровенно грустила на званном вечере. Тонино пригласил Лору прогуляться по улицам Москвы. Они гуляли с переводчиком.
Уезжая в Италию, Тонино подарил Лоре пустую птичью клетку, в которую положил записочки, написанные на итальянском, чтобы Лора учила язык. Позже он скажет:
«Чтобы поймать смеющееся сердце Лоры, я подарил ей клетку, в которой жили мои письма».
На вызов Тонино приехать в Италию, Лора, как истинная русская женщина, ответила отказом.
Тонино приехал сам. В 1977 году они поженились.
Однажды Лора спросила у Тонино: «Почему ты меня выбрал?»
Он вполне серьезно и искренне ответил: «Ты была очень красивая и …сутулая, если бы не этот недостаток, я бы не отважился подойти к тебе».
В одном интервью Тонино сказал такие слова:
«Красота... она не всегда абсолютна. Красота не означает, что у женщины должны быть голубые глаза или определенная форма губ. Иногда красоту открываешь в ошибке».
И это было сказано в контексте не о женской красоте, а вообще о красоте этого мира.
С Лорой Тонино прожил долгую и счастливую жизнь -более 35 лет!
А теперь, собственно, о саде!
✨История сада забытых фруктов
Прожив после свадьбы с Лорой какое-то время в Риме, Тонино покупает в 90-м году прошлого века землю со старыми строениями в местечке Пеннабилли , в 45 км от Римини, на высоком склоне, откуда открываются потрясающие виды на долину реки Мареккья (тот самый Рубикон).
Эти земли некогда принадлежали монахам-миссионерам ордена Драгоценной Крови.
Тонино говорил о Пеннабилли : «Мой дом стоит так высоко, что слышен кашель Бога».
На месте бывшей свалки, на небольшой площади Тонино разбивает сад.
В этом саду нет привычных нашему избалованному глазу клумб, роскошных удольфианских или английских цветников, продуманных миксбордердоров с академическим чередованием форм растений. А есть в этом саду идея и душа человека-творца.
Идея была такова - собрать здесь редкие, старые сорта фруктовых деревьев и кустарников, а так же ароматных растений, которые давно никто не выращивает и они находятся на грани вымирания. Собирали сорта фруктовых деревьев, описанных в старинных книгах времен ещё Екатерины Медичи.
Тонино не сам, конечно, выполнял эту амбиционную задачу. Сад был заложен с помощью общественных организаций и администрации. Коллекцию собирали по всей округе, часть растений привезли друзья из Рима.
В саду растут: различные сорта яблок, груш, айвы, граната, миндаля, фиников, прототипа абрикоса, винограда, крыжовника, вишни, рябины, мушмулы, ежевики и черники.
Со временем он обогатился другими кустарниками, такими как буддлеи, окружающие «тропу бабочек»,
и «шелковицей мира», деревом, посаженным в память о Далай-Ламе XIV, посетившем Пеннабилли в 1994 г.
Душа человека-творца воплотилась в различных скульптурах, работах современных художников и самого Тонино, а так же в местных находках, размещённых в саду.
💟Здесь присутствуют не только забытые растения, но и у входа в сад имеется «Уголок забытых Мадонн».
Эти керамические иконы Тонино собирал по заброшенным и полуразрушенным местным домам, давая им временное пристанище в своём саду, в надежде на то, что иконы когда-то снова обретут свой постоянный дом.
💟Слева от входа видны «солнечные часы встречи». В полдень бронзовая скульптура, изображающая двух голубей, выполненная польским скульптором Крыштофом Беднарским, отбрасывая свою тень на каменную платформу, превращается в профили Федерико Феллини и его жены, актрисы Джульетты Мазины.
💟Необыкновенная фантазия Тонино навела его на мысль сделать в саду «Арку бесславных». А чего ? - триумфальные арки в честь побед и славы по всему миру разбросаны. А почему не построить арку в честь простого человека, который ничем выдающимся потомкам, может быть, и не запомнится?
💟У «шелковицы мира», той что посажена в честь Далай-Ламы, расположен фонтан в форме листа дуба. Работа Тонино Гуэрры.
💟Вы в своём саду ставите один скворечник или кормушку для птиц? Ну, максимум - две, хорошо - три! А как вам такой вариант? - целый город птиц! Каждой птичьей семье - по отдельной квартире!
💟Есть в саду крохотная часовенка, возведённая из камней разобранных церквей, в память об Андрее Тарковском, вход в которую навечно запечатали улитки «золотыми» следами времени.
Андрей Тарковский был в Пеннабилли и дышал этим воздухом, но прожил слишком короткую жизнь, не реализовал многие из задуманного. Тонино, таким образом, решил в своём саду оставить память о друге. Вообще, Тонино пережил многих дорогих своему сердцу людей, в память о них он создавал «каменные цветы», больше похожие на грибы, на которых писал имена своих друзей.
Лора говорила, что этот сад - место медитации и общения с собой, с ушедшими друзьями, с окружающей природой.
Здесь, как в единой цепочке мироздания, переплелись живые и перешедшие в другие миры люди, здесь пространство и время соединились воедино древними зданиями, забытыми растениями, брошенными иконами и живым домом с многочисленными работами Тонино и живыми людьми, которые всегда, и в большом количестве, посещают это необыкновенное место. После ухода Тонино, неугасающий оптимизм и яркий темперамент Лоры согревает и сохраняет сад и дом необыкновенно живым, как-будто Тонино только что встал со своей любимой скамейки, на которой он любил сидеть и смотреть на ущелье, и ушёл немного передохнуть в доме…
Здесь же в скале, наверху покоится прах самого Тонино Гуэрра,
а Лора завещала поместить свой прах ниже в скале, «в ноги» к своему любимому и великому Мастеру.
Закончить статью о необыкновенном Саде забытых фруктов, Тонино и Лоре Гуэрра я хочу словами Тонино (перевод Беллы Ахмадулиной):
✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
ЛЮБОВЬ
За два дня до смерти Федерико Феллини сказал: «Как хочется влюбиться еще раз!» Я был потрясен! На самом краю человек хотел ещё раз пережить любовь, парить над землей, подчиняться тому, кому хочется подчиняться, слышать музыку оркестра в душе…
Он говорил не о женщине, он хотел сказать, что любовь — это один из волшебных моментов в жизни. Когда ты любишь, ты перестаёшь быть просто человеком, а становишься ароматом.
Ты не ходишь по земле, а паришь над ней. Вот это состояние влюбленности и есть главное в жизни. И неважно, во что ты влюблен — в женщину, в работу, в мир или в жизнь…
Любовь — это не радость и не печаль, не награда и не испытание, а всё вместе это путешествие в сказочную и волшебную страну, тропинка к тайне, которую предстоит открыть.
Любовь всегда уходит, все имеет свой конец. Но одно состояние всегда переливается в другое, и это другое может быть более сильным чувством, чем влюбленность.
Сегодня браки недолговечны, и бывшие влюбленные лишаются великого открытия — как это прекрасно идти вместе, держась за руки, к смерти. Многим кажется, что новые отношения принесут более сильные ощущения.
Это не так. В итальянском языке есть такое слово, которое невозможно перевести на русский — «Voler bene». Дословно это означает — хотеть хорошо. Есть «amare» — любовь. А есть «Voler bene». Это когда к человеку относишься так, что нет никого ближе его. «Аmare» держится на физическом наслаждении. Самое сильное чувство на земле — это когда «amare» перерастает в «Voler bene».
Нет ничего более важного на земле, чем чувство «Voler bene». Оно приходит только через годы, прожитые вместе, и эти годы не должны унести доверия. Потеря такой долгой связи более трагична, чем потеря любви и уж тем более физического наслаждения.
Потеря «Voler bene» — это и есть настоящее,глубокое одиночество, абсолютная пустота. Мне посчастливилось пережить «Voler bene». Мне будет девяносто, а рядом со мной Лора — моя жена,которую я нашел в России более тридцати лет назад.
Я встречался с удивительными историями любви. Я родился и живу там, где стоит замок Франчески да Римини, которую Данте поселил в Сант-Арканджело.
Там она любила Паоло, там муж Франчески убил влюбленных. И поскольку всё это произошло в десяти шагах от моего дома, нет истории любви для меня более яркой и близкой.
Огромное «Voler bene» было между моим величайшим другом Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной.
За Феллини ухаживали все женщины мира, но его последний жест был подлинным гимном любви к Джульетте — практически парализованный он сбежал из клиники, когда узнал, что она умирает в больнице в Риме.
Он преодолел пятьсот километров и лёг с ней рядом. А когда умер Феллини, не стало и Джульетты.
Тонино Гуэрра, 2009 год
✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨✨
Есть над чем задуматься, правда?
Ольга Сазонова ❤️❤️❤️❤️❤️
В статье использованы фотографии из различных интервью Лоры, с итальянского сайта путешествий, скрины из фильма «Осень волшебника» режиссёра Рубена Геворкяна