Итоговое собеседование в 9 классе: что нужно знать родителям

3,8K прочитали
Собеседование – первое серьезное испытание в жизни девятиклассника. За результаты переживают не только дети, но и их родители.

Собеседование – первое серьезное испытание в жизни девятиклассника. За результаты переживают не только дети, но и их родители. 

Объясняем родителям как устроен устный экзамен в 9 классе и как настроить ребенка на прохождение собеседования с первой попытки👇

Что такое итоговое собеседование

Итоговое собеседование – устный экзамен по русскому языку, на котором девятиклассники выразительно читают и пересказывают текст, отвечают на вопросы учителя и демонстрируют умение вести монолог. Оно состоит из  4 заданий, на выполнение которых отводится до 15 минут.

Собеседование оценивается по системе зачет/незачет. Максимальное количество баллов, которые может получить девятиклассник  — 20. Зачет выставляется, если девятиклассник набрал от 10 баллов. Получить его несложно, главное отвечать уверенно и не торопиться.

Но как показывает практика, не все школьники справляются с волнением на собеседовании, ведь от него зависит допустят ли их к основной части ОГЭ. Ребят пугают не сами задания, а непривычная обстановка на экзамене — ученик выступает перед комиссией педагогов, а его голос записывают на диктофон. 

Разберем, какие задания предстоит выполнить девятикласснику и как лучше к ним подготовиться.

Задание 1. Чтение текста вслух

Девятиклассник получает небольшой текст, который нужно выразительно прочитать. 

Собеседование – первое серьезное испытание в жизни девятиклассника. За результаты переживают не только дети, но и их родители.-2

Что оценивается:

  • Интонация (0 или 1 балл)
  • Темп чтения (0 или 1 балл)

Время на подготовку: до 2 минут

Типичные ошибки школьников:

  • Чтение «без точек и запятых». Здесь девятиклассник допускает ту же ошибку, что и герой советского мультфильма "В стране невыученных уроков", где была такая фраза: "Казнить нельзя помиловать". Так все-таки можно или нельзя? 
  • Проглатывание слогов или их перестановка, например циЛИвизации вместо циВИлизации.
  • Неправильное произношение числительных, написанных в тексте цифрами: например 300, читают как более трехста вместо более трехсот. 
  • Незнание римских цифр, которые встречаются в тексте для обозначения века — XVI, XVII, XVIII, ХIХ, ХХ.
  • Изменение окончания слов: говорил вместо говорила.
  • Неправильное ударение, например симфонИя, когда правильно симфОния.
  • Коверкание имен собственных: произносят ЯкоВ, вместо ЯкоБ.

Как избежать этих ошибок?

1. Во время чтения обратить внимание на числительные, имена собственные и специфические термины, в произношении которых можно допустить ошибку. Проговорить их вслух.

2.     Перед устным ответом потренироваться правильно произносить фамилии и имена героев текста. В предисловии к заданию они написаны с правильным ударением.

3.    Не торопиться, стараться четко проговаривать слова, не проглатывать окончания.

4.     Следить за интонацией: в предложениях с восклицательным знаком выделять голосом ударное слово, запятые отмечать очень короткими паузами, а если стоит точка, то к концу предложения понижать голос. 

5.      Если произнести слово неверно и сразу исправить ошибку, то комиссия не станет снижать баллы.

Совет: Чтобы не перескочить через строку во время чтения, лучше водить пальцем по тексту.

Задание 2. Пересказ прочитанного текста и дополнение его высказыванием

Школьнику предстоит подробно пересказать прочитанный текст, включив в пересказ цитату. Можно пользоваться полем для заметок и делать краткие записи. 

Что оценивается

  • Раскрытие микротем текста (от 0 до 2 баллов)
  • Пересказ без ошибок (от 0 до 1 балла)
  • Логичное использование цитаты (от 0 до 1 балла)
  • Цитирование без ошибок (от 0 до 1 балла)

Время на подготовку: до 2 минут

Типичные ошибки

  • Ученик забыл включить в пересказ цитату или использовал ее неуместно
  • Девятиклассник допустил фактическую ошибку.
Например, сказать, что полет Гагарина состоялся в 1962 году, а не 1961 г.

Как подготовить пересказ?

1.     Обычно текст состоит из 3-4 абзацев. В каждом из них нужно выделить главную мысль и записать первые слова, с которых начинается абзац. 

2.   Использовать приемы сжатия текста

- исключение (без потери смысла можно отбросить вводные слова, синонимы и повторы),
- обобщение (заменить однородные члены предложения обобщающим словосочетанием),
- упрощение (соединить несколько предложений в одно или заменить сложноподчиненное предложение на простое).

2.     Во время записи в черновик сокращать слова, чтобы быстрее составить план ответа. Стоит заранее продумать, на какие символы заменить часто встречающиеся понятия.

Например, слово «любовь» можно изобразить в виде сердечка. 

3.     Не забыть логично вставить цитату. Цитирование проще всего начинать с прямой речи.

Например, академик Павел Николаевич Фусс, вспоминая о Германе Ивановиче Гессе, однажды сказал: «Старейшим между нами и нынче ещё отрадно вспомнить, в  каких лестных выражениях, даже можно сказать  — с  каким восторгом отзывались о его дарованиях учёные профессора…»

5.      При пересказе не торопиться, плавно переходить от одной мысли к следующей.

В заданиях №1 и №2 также проверяется правильность речи

Оценивается отсутствие:

  • грамматических ошибок (от 0 до 1 балла)
  • орфоэпических ошибок (от 0 до 1 балла)
  • речевых ошибок (от 0 до 1 балла)
  • искажения слов ( от 0 до 1 балла)

Задание №3. Монолог

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх вариантов беседы

  1. описание фотографии
  2. повествование на основе жизненного опыта
  3. рассуждение по определенной теме
Собеседование – первое серьезное испытание в жизни девятиклассника. За результаты переживают не только дети, но и их родители.-3

Что оценивается

  • Приведено 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок (от 0 до 1 баллов)
  • Учтены условия речевой ситуации (от 0 до 1 баллов)
  • Высказывания связные и логичные (от 0 до 1 баллов) 

Время на подготовку: 1 минута

Типичные ошибки

  • Молчать или делать длинные паузы.
  • Перескакивать с одной темы на другую.
  • Выбирать рассуждение вместо описания или повествования. Рассуждение – самая сложная тема, здесь выпускнику придется придумывать рассказ на ходу. Нужно быть очень уверенным в себе и хорошо разбираться в теме, чтобы отвечать на этот вариант монолога.

Как подготовить монолог?

1. Опираться при рассказе на вопросы-подсказки, которые есть в карточке. Еще один эффективный прием – задавать вопросы самому себе.

Например, «подумай, где сделан этот снимок?», «на картинке дети смеются, что их развеселило?».

2. Разнообразить свою речь словами-синонимами. Например, вместо слова "фотография" сказать — кадр, изображение, снимок.

3.  Использовать в речи предложения клише.

Например, «На этой фотографии мы видим….», «Давайте рассмотрим изображение…», «Мне понравился этот снимок, так как он….».

Задание №4. Беседа с учителем по теме предыдущего задания

Что оценивается

  • Участник дал развернутые ответы на вопросы (от 0 до 1 баллов)
  • Учтены условия речевой ситуации ( от 0 до 1 баллов)

Время на подготовку: без подготовки 

Типичные ошибки

  • Односложные ответы.
Например,
- Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
- Праздник. 
  • Молчать или делать длинные паузы.

Как подготовиться к диалогу?

1.      Представить своим собеседником  не учителя, а  друга или другого близкого человека. Тогда будет проще расслабиться и начать говорить.

2.      Отвечать развернуто, двумя-тремя предложениями.

3.      Говорить типичные фразы, которые ожидает услышать собеседник.

Например,
- Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
Ошибка: Не знаю, я ни разу не был на экскурсии.
Правильно: Экскурсии развивают эрудицию и повышают кругозор. 

В заданиях №3 и №4 проверяется правильность речи

Что оценивается:

·        Отсутствие грамматических ошибок (от 0 до 1 балла)

·        Отсутствие орфоэпических ошибок (от 0 до 1 балла)

·        Отсутствие речевых ошибок (от 0 до 1 балла)

·        Богатство речи (от 0 до 1 балла)

Как родителю помочь своему ребенку перед устным экзаменом

  1. Создайте доброжелательную психологическую обстановку: расскажите как вы справляетесь с волнением, поделитесь с ребенком техниками расслабления и успокоения.
  2. Разберите с ребенком структуру экзамена. Объясните, что в случае неудачи, у него есть еще две пересдачи - в марте и мае, и он будет допущен к ОГЭ.
  3. Более половины школьников выбирают описание фотографии. Попросите  ребенка рассказать, что изображено на семейном снимке, на изображении в журнале или просто предложите описать то, что происходит на улице. Ваша задача помочь ему разговориться. Ведь на экзамене самая серьезная ошибка — это молчание. 
  4. Запишите ответ ребенка на диктофон, а после обсудите. Когда мы говорим, то не всегда замечаем, что допускаем речевые ошибки. Полезно услышать себя со стороны.

Команда образовательного центра Proect 104 желает девятиклассникам успеха на итоговом собеседовании.