В 1982 году газета «Правда» писала: «Вряд ли ювелиры думали, что когда-нибудь финифть — так называют художественную эмаль — будет украшать не миниатюрные изделия, а огромные здания. Для исследовательского института предназначено панно «Наука», созданное пермскими художниками С. и Е. Колюпановыми. Финифть избрали потому, что она, как считают сами мастера, дает постоянное ощущение праздничности и чистоты…».
Расцвет монументально-декоративного искусство в СССР пришелся на 60–80-е годы прошлого века, когда советская архитектура окончательно перешла от эстетически богатых ампира и конструктивизма к эстетически бедным, прагматичным "хрущёвкам" и "брежневкам". Художникам поручили «раскрасить» упрощенные архитектурные формы, создать на стенах серых зданий изображения агитационного, мемориального или декоративного характера.
Наиболее распространенными техниками в монументальном искусстве стали фрески, сграфито, барельефы, мозаики. Панно «Наука», насколько мне известно, было единственным в своем роде — горячая эмаль (финифть), выросшая до размеров многоэтажного дома!
Финифть появилась очень давно, уже в ювелирном искусстве древнего Египта, Индии, Китая встречаются изделия, выполненные в технике горячей эмали. Но тут ключевое слово "ювелирные". Между ювелирным и монументальным искусством разница огромная.
Покрытие горячей эмалью крупных предметов, например - металлической посуды, началось в конце ХIХ века (для предотвращения изделий от коррозии). Колюпановы, в свою очередь, сумели возвысить этот утилитарный процесс до уровня искусства. Сначала они создавали свои железные картины, используя технический ресурс Лысьвенского металлургического завода, затем им выделили отдельную мастерскую в Перми, недалеко от того места, где впоследствии появилось знаменитое панно.
Степан Колюпанов говорил, что «в монументальном искусстве эмаль очень «боевита». Она может выдержать любой «накал» формы, любой «накал» композиции. От сказочного до революционного». Было много споров о том, не потеряются ли особенные, «ювелирные» свойства эмали в больших монументальных работах. Но панно «Наука», более 30 лет украшавшее стену здания в центре Перми, доказало, что эмаль может «выйти» на улицы, выдержать любую непогоду и не потерять ни цвета, ни фактуры.
Что касаемо композиции и смысловой структуры панно "Наука", то центральным образом является группа из четырёх человеческих фигур, учёных, которые вписаны в спираль, разворачивающуюся из рулона бумаги (чертежей), лежащего на рабочем столе. Вероятно, это высший цвет науки - ученые исследователи, те, кто делает открытия в лабораториях, экспедициях, архивах.
Расширяющиеся витки спирали охватывают фигуры "прикладников", выводящих научные открытия из лабораторий в цеха, больницы, в открытый космос, в студенческие аудитории.
Среди полуабстрактных символов, отсылающих к различным областям научного знания мы можем различить греческие колонны, указывающие на историческую преемственность западной науки, химическую посуду, насекомых и микроорганизмы под микроскопом, фигуру космонавта и телескоп. Спираль, как символ развития в советской философии, объединяет микро- и макромир, прошлое, настоящее и будущее человечества, всецело зависящее от научно-технического прогресса.
Да, возможно идейное содержание панно типично и не слишком глубоко, но таковым было советское монументальное искусство: в идеологическом плане оно воплощало принцип Бритвы Оккама - быть настолько простым, насколько возможно и настолько сложным, насколько это необходимо.
В 2017 году панно "Наука" было демонтировано в процессе капитального ремонта фасада бывшего института (ныне одного из многочисленных бизнес-центров). Сейчас оно хранится на складе в разобранном состоянии, и его дальнейшая судьба пока не ясна.
Используемые в тексте источники:
Проскурин Валерий. Хрустальный лак Колюпановых / "Уральский следопыт", выпуск 10.1985
Филимонов Олег. Пространство и время Колюпановых / "Уральский следопыт", выпуск 10.1985 и выпуск 12.2018
Фотографии:
https://starcom68.livejournal.com
http://art59.ru