Найти в Дзене

Утраченная "Наука". Ювелирный монументализм Степана и Елены Колюпановых.

В 1982 году газета «Правда» писала: «Вряд ли ювелиры думали, что когда-нибудь финифть — так называют художественную эмаль — будет украшать не миниатюрные изделия, а огромные здания. Для исследовательского института предназначено панно «Наука», созданное пермскими художниками С. и Е. Колюпановыми. Финифть избрали потому, что она, как считают сами мастера, дает постоянное ощущение праздничности и чистоты…».

Степан Колюпанов http://art59.ru/components/com_datsogallery/img_originals/9B42628F066A-17.jpg
Степан Колюпанов http://art59.ru/components/com_datsogallery/img_originals/9B42628F066A-17.jpg
Елена Колюпанова http://art59.ru/components/com_datsogallery/img_originals/0D0481E49058-17.jpg
Елена Колюпанова http://art59.ru/components/com_datsogallery/img_originals/0D0481E49058-17.jpg

Расцвет монументально-декоративного искусство в СССР пришелся на 60–80-е годы прошлого века, когда советская архитектура окончательно перешла от эстетически богатых ампира и конструктивизма к эстетически бедным, прагматичным "хрущёвкам" и "брежневкам". Художникам поручили «раскрасить» упрощенные архитектурные формы, создать на стенах серых зданий изображения агитационного, мемориального или декоративного характера.

Наиболее распространенными техниками в монументальном искусстве стали фрески, сграфито, барельефы, мозаики. Панно «Наука», насколько мне известно, было единственным в своем роде — горячая эмаль (финифть), выросшая до размеров многоэтажного дома!

Финифть появилась очень давно, уже в ювелирном искусстве древнего Египта, Индии, Китая встречаются изделия, выполненные в технике горячей эмали. Но тут ключевое слово "ювелирные". Между ювелирным и монументальным искусством разница огромная.

Колюпанов Степан Федорович; Колюпанова Елена. Панно "Летун". 1960-е, сталь, горячая эмаль. Из коллекции ПГХГ
Колюпанов Степан Федорович; Колюпанова Елена. Панно "Летун". 1960-е, сталь, горячая эмаль. Из коллекции ПГХГ

Покрытие горячей эмалью крупных предметов, например - металлической посуды, началось в конце ХIХ века (для предотвращения изделий от коррозии). Колюпановы, в свою очередь, сумели возвысить этот утилитарный процесс до уровня искусства. Сначала они создавали свои железные картины, используя технический ресурс Лысьвенского металлургического завода, затем им выделили отдельную мастерскую в Перми, недалеко от того места, где впоследствии появилось знаменитое панно.

https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments
https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments

Степан Колюпанов говорил, что «в монументальном искусстве эмаль очень «боевита». Она может выдержать любой «накал» формы, любой «накал» композиции. От сказочного до революционного». Было много споров о том, не потеряются ли особенные, «ювелирные» свойства эмали в больших монументальных работах. Но панно «Наука», более 30 лет украшавшее стену здания в центре Перми, доказало, что эмаль может «выйти» на улицы, выдержать любую непогоду и не потерять ни цвета, ни фактуры.

https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments
https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments

Что касаемо композиции и смысловой структуры панно "Наука", то центральным образом является группа из четырёх человеческих фигур, учёных, которые вписаны в спираль, разворачивающуюся из рулона бумаги (чертежей), лежащего на рабочем столе. Вероятно, это высший цвет науки - ученые исследователи, те, кто делает открытия в лабораториях, экспедициях, архивах.

Расширяющиеся витки спирали охватывают фигуры "прикладников", выводящих научные открытия из лабораторий в цеха, больницы, в открытый космос, в студенческие аудитории.

Среди полуабстрактных символов, отсылающих к различным областям научного знания мы можем различить греческие колонны, указывающие на историческую преемственность западной науки, химическую посуду, насекомых и микроорганизмы под микроскопом, фигуру космонавта и телескоп. Спираль, как символ развития в советской философии, объединяет микро- и макромир, прошлое, настоящее и будущее человечества, всецело зависящее от научно-технического прогресса.

Да, возможно идейное содержание панно типично и не слишком глубоко, но таковым было советское монументальное искусство: в идеологическом плане оно воплощало принцип Бритвы Оккама - быть настолько простым, насколько возможно и настолько сложным, насколько это необходимо.

https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments
https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments

В 2017 году панно "Наука" было демонтировано в процессе капитального ремонта фасада бывшего института (ныне одного из многочисленных бизнес-центров). Сейчас оно хранится на складе в разобранном состоянии, и его дальнейшая судьба пока не ясна.

https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments
https://starcom68.livejournal.com/2606069.html?view=comments

Используемые в тексте источники:

Проскурин Валерий. Хрустальный лак Колюпановых / "Уральский следопыт", выпуск 10.1985

Филимонов Олег. Пространство и время Колюпановых / "Уральский следопыт", выпуск 10.1985 и выпуск 12.2018

Фотографии:

https://starcom68.livejournal.com
http://art59.ru

-8