На улице Маяковского, впервые появившейся на плане города в 1852-м году и называвшейся Торговой, между Садовой и Ленинской сохранился с дореволюционных времен удивительный квартал .
Целый микрорайон-городок плотно застроен совершенно одинаковыми деревянными домами : все на каменных фундаментах, обшитые тесом, украшенные одинаковой резьбой и имеющие непривычную для жилья протяженную конфигурацию. Слегка выступающая подоконная часть фасадов имеет вертикальную обшивку, верхняя часть – горизонтальную.
Прямоугольные окна оформлены наличниками с ажурной пропильной резьбой и богато декорированными с обоих краев сандриками, карнизы с кружевными подзорами опираются на резные кронштейны, между кронштейнами расположены накладные розетки с растительным орнаментом. В глубине «микрорайона» между домиков-близнецов возвышается солидное двухэтажное кирпичное здание.
История необычного ансамбля такова.До 1898-го года в границах нынешних улиц Маяковского, Садовой и Ленинской находился сад, владельцами земли значились самарские мещане Балов и Беневитинов. Усадебные строения состояли из одного деревянного флигеля. В 1898-м хозяйкой объединенного участка стала Тиодизия Егоровна Михайловская. По данным налоговых ведомостей, отстроила на усадьбе «полукаменный полутораэтажный с антресолью дом и надворные службы», а в 1902-м году продала участок со всеми строениями самарскому второй гильдии купцу Петру Семеновичу Аржанову.
При упоминании фамилии Аржановых прежде всего вспоминаются такие яркие события, как заведомо ложное обвинение купца П.С. Субботина в подлоге, фиктивная покупка мельницы Зворыкиных и данное К. Позерном звание «не мукомолов, а ростовщиков». Но эти «подвиги» совершал младший из братьев Аржановых – Лаврентий, а старший Петр от «лихоимственных изворотов» был далек.
Занимался не совсем обычным для семейства акционерным пароходным бизнесом, являлся одним из главных пайщиков акционерного общества "Кавказъ и Меркурiй" и совладельцем теплохода "Двенадцатый годъ".
Биографических сведений, в отличие от брата и сестер, о нем совсем мало. В 1876-м году в возрасте 27 лет женился на 22-летней купеческой дочери Лидии Петровне, в 1877-м родился сын Михаил, еще через два года – Сергей, дальнейшие сведения о жене и сыновьях отсутствуют. В 1889-м году Петр Семенович взял на воспитание девочку Елену, дочь крестьянина Тверской губернии и удочерил ее «с присвоением фамилии».
Елена выросла и вышла замуж за поручика Николая Александровича Сипина. Адресно-справочная книга «Вся Самара» за 1900 год сообщает о зяте Петра Аржанова следующее.: «Сипин Н.А.,поручик, заведующий оружием Борисовского резервного батальона, расквартированного в Самаре; снимает квартиру в доме Формаковского Г.М. по ул. Троицкой, 125».
В приданое Елена получила дачный дом за городом, выстроенный по проекту Ф. Засухина и сейчас служащий главным украшением Загородного парка
На купленной окраинной усадьбе Петр Семенович выстроил благотворительное заведение : в «первом самарской микрорайоне» размещался полностью финансируемый им «Приют для бедных вдов и их сирот» .
Одиннадцать одноэтажных жилых корпусов окружали двухэтажный каменный «административный корпус» , в котором работала школа. Занятия шли по программам церковно-приходских школ: основными предметами были: Закон Божий (7 уроков в неделю!), церковно-славянское пение-чтение, русский язык , счисление (арифметика), чистописание, русская история и краткая церковная история, география и природоведение.
Законоучителем в школе «вдовьего поселка» был диакон Николай Иванович Стронин, ранее 34 года прослуживший в школе поселка Богдановка нынешнего Кинельского района, об учительнице Марии Михайловне Семихатовой известно только, что была родом из Саратовской губернии. Попечительницей учебного заведения являлась Елена Петровна Аржанова-Сипина.
Первый самарский одноэтажный микрорайон и сейчас остается жилым. В домах изменена изначальная коридорная планировка, появились дополнительные отдельные входы, так что сейчас исторические постройки напоминают таунхаусы под общими крышами с особой колоритной атмосферой. Беспокоит тот факт, что в реестр ОКН включены всего два дома – Маяковского, 37 и 39, а остальные части ансамбля никаким охранным статусом не обладают
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете