Собственных домов губернаторы, назначаемые в Самару из Петербурга, не имели и «жилищный вопрос» решали путем съема подходящих апартаментов. За 66 дореволюционных лет существования губернии «губернаторских адресов» сменилось немало – можно набрать на целый экскурсионный маршрут , но дольше всех служил главам губернской администрации дом на углу Дворянской (Куйбышева) и Алексеевской площади(площади Революции), принадлежавший купцу Василию Шабаеву.
Губернатор П.А. Бильбасов заселился в него вместе с канцелярией в июле 1877-го года. Дом был большим, удобным и при этом недорогим, что объяснялось «…только чувством купеческого самолюбия иметь квартирантом Начальника губернии». Поскольку от добра добра не ищут, дом служил четырем сменявшимся «начальникам» на протяжении 28 лет и перестал быть губернаторским жильем лишь в июле 1905-го.
Только вот «Домом губернатора» называют не многолетнюю резиденцию на углу Алексеевской площади, а совершенно другое здание, построенное, кстати, братом жены Шабаева – купцом Петром Субботиным. Обо всем по порядку.
Глава Торгового дома «Семена Субботина сын и внук» Петр Семенович владел пароходами, мельницами, амбарами, несколькими десятками хлебных барж , был совместно с Альфредом фон Вакано основателем «Товарищества Жигулевского пивоваренного завода» и в 1870-е годы находился, что называется, на пике благосостояния.
Проживая в это время с семьей в небольшом собственном доме на улице Казанской (Алексея Толстого),3, выстроенном по «образцовому проекту», задумался о постройке особняка, достойного его положения. В журнале "Зодчий" в 1877 году объявили конкурс, победителем его стал известный и модный петербургский архитектор В. А. Шретер. Домик «по образцовому проекту» был снесен, и в 1878-м году началось строительство нового здания в стиле «неоренессанс»
Автор задумал особняк в виде флорентийского палаццо XV века – но в необычном сочетании с традициями русского кирпичного строительства. Обнаженная кирпичная кладка позволяла избавиться т штукатурки и сама создавала особый художественный эффект сочетания фактуры и цвета кирпича с белыми штукатурными деталями и гранитом цоколя. Хотя, по мнению многих специалистов, необработанная кирпичная кладка традиционна не только для русского зодчества, но и для ренессансных построек северной Италии, а уж двойная рустовка фасада – полное соответствие традициям флорентийского ренессанса XV века, так что «смешение стилей» отсутствует!
Монументальное трехэтажное здание отмечено по бокам выступами-ризалитами, в которых расположены входы – слева в служебные помещения, справа – в парадную зону. Входные двери отмечены картушами, первый этаж рустован объемными блоками, второй – гладкими, а по центру фасада вывешен широкий балкон. Высокий фриз заполнен каннелированными кронштейнами с капителями, растительным орнаментом, циркульные окна в нем обрамлены иониками. Венчающий карниз декорирован «сухариками» с листьями аканта. Внутренняя планировка тоже была «дворцовой» - коридорно-анфиладной.
На первом этаже находилась контора Торгового дома Субботиных, на втором – комнаты хозяев и детей, рабочий кабинет, отделанный красным деревом и мрамором , а в центре - главный двухсветный зал с антресолями для оркестра. Внутри входящих встречали мраморные лестницы, подоконники и камины, печи с художественной керамикой, лепные карнизы и потолки, резные двери и узорчатый паркет. Прекрасная работа Шредера заслуженно вошла в «архитектурную энциклопедию» второй половины 19-го века наряду с шедеврами Парижа, Вены, Лондона, Москвы и Петербурга.
Однако вскоре у торгового дома "Семен Субботин, сын и внук" дела пошли под откос. Сошлось все – неурожаи, финансовый кризис , судебные тяжбы с Лаврентием Аржановым - так что в 1899-м году , чтобы особняк не "уплыл" в чужие руки, договорились передать его в собственность родственника Субботиных А.Н. Шихобалова. Субботины, кстати, расставшись с домом-дворцом, по миру не пошли, а через несколько лет даже оказались в состоянии пожертвовать огромную сумму на реконструкцию Реального училища. Переменчива купеческая фортуна! Что же касается особняка, то новый владелец здание побелил, чем слегка исказил замысел архитектора и изменил общий вид - и сдал внаем.
Первым арендатором стал коньячно-водочный магнат Шустов, по-хозяйски обустроивший контору, склад и фирменный магазин , после Шустова – Управление железной дороги, а в 1906-го году Антон Шихобалов предложил особняк губернскому правлению в качестве резиденции - и предложение было принято.
Правда, первый из вселившихся – Д.И. Засядько – уже через месяц был снят с высокой должности. Следующий – Иван Львович Блок, заступивший на пост в марте, тоже прожил в нем недолго. В июне 1906-го съезд партии эсеров вынес губернатору смертный приговор, жребий на исполнение выпал столяру Григорию Фролову. По семейному преданию Блоков, 21-го июля в седьмом часу вечера в доме губернатора со стены внезапно сорвалась на пол написанная Иваном Львовичем картина по мотивам «Демона» - и жена его поняла, что случилось непоправимое. Именно в эту минуту эсер-боевик метнул к ногам губернатора самодельную бомбу.
После гибели И.Л. Блока новый губернатор В.В. Якунин посчитал долгом чести поселиться в том же доме и продолжить дело предшественника. Владимир Васильевич запомнился многими достойными делами, а так же пышными светскими приемами и благотворительными лотереями, проводимыми его женой и собиравшими все самарское «общество». Якунин проживал в «доме губернатора» и работал в Самаре до августа 1910-го года, за заслуги перед городом удостоился звания почетного гражданина.
Следующему же «постояльцу» - новому губернатору Н.В Протасьеву – новая хозяйка Екатерина Антоновна Шихобалова-Курлина, унаследовавшая особняк, сообщила, что продлять арендный контракт не намерена.
Губернское начальство, конечно, на улице не осталось и приступило к постройке уже собственного здания, а особняк Субботиных-Шихобаловых название «Губернаторского дворца» за собой по-прежнему сохранил.
Во время Первой Мировой в нем был лазарет, после революции в 1917-м – «Кооперативный банк», затем – Дворец инвалидов со школой ликбеза. После войны перешел к военному ведомству и служил гостиницей, еще позже – заводоуправлением Завода Клапанов и, наконец, был передан Куйбышевскому Электромеханическому заводу под административный корпус.
Поскольку удалось избежать бесхозности, «Дом губернатора» вместе с интерьерами сохранился в удовлетворительном состоянии, так что наполненное историческим смыслом здание находится в ожидании следующего поворота судьбы.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете