Строгий и романтичный «северный модерн», вдохновленный скандинавским архитектурой, считается петербургским стилем. Примеры его в провинциальных городах можно, что называется, пересчитать по пальцам, а в Самаре единственным настоящим образцом считается здание бывшего Крестьянского и Дворянского земельного банка по проекту Александра фон Гогена. Причем история его проектирования и строительства описана в мельчайших подробностях – от конкурса проектов до тендеров на поставку материалов, выполнение работ, проведения приемки и перфекционизма управляющего В.Н. Верховского!
Работа фон Гогена, конечно, великолепна и заслуженно считается памятником «скандинавского модерна» - да только на самом деле в Самаре не единственным.
Недалеко от площади Революции, по адресу Венцека,38 возвышается над соседями примечательное массивное здание брутального и в то же время романтичного облика, увенчанное высокой «средневековой» островерхой крышей. Композиция трехэтажного дома с мансардным и промежуточным этажами асимметрична и динамична за счет эркера высотой в два этажа, визуально обособленного от основного объема.
Над первым этажом до уровня эркера проходил пониженный промежуточный этаж. Центральная часть точно по оси выделена двумя крупными пилястрами и завершена мансардой с трехчастным окном и полуциркульной кровлей, фасад облицован белым «кабанчиком» с золотисто-оливковыми и темно-зелеными вставками.
Как видим, здание воплотило все идеи северного модерна – свободные от мелкого декора массивные формы, разнообразие оконных проемов и использование контрастных сочетаний цветной керамической плитки.
Инженерное решение тоже отличалось оригинальностью и новизной – в одной коробке были совмещены парадная и «черная» лестницы, а конструктивная основа приближалась к каркасной, что обеспечивало на всех этажах возможность свободной планировки
При этом год постройки, автор смелого проекта и биография заказчика до сих пор неизвестны. Возможно, именно потому хроники самарского модерна обходят молчанием особняк, называемый «Доходным домом купца Молчанова». Обо всем по порядку.
Всезнающие окладные книги по сбору налогов с недвижимости сообщают, что участок, на котором теперь расположено здание, с 1877-го года принадлежал самарскому мещанину Д.М. Янову, и стояли на нем каменная лавка, деревянная изба и службы. В 1893-м году усадьбу с недвижимостью приобрел купец Ростислав Зворыкин.
Муромская купеческая династия Зворыкиных Самаре была хорошо знакома . В начале 1880-х арендовали на 24 года участок земли на территории нынешнего «КИНАПа» под крахмальный завод, а в 1885-м с разрешения городской Думы приступили к постройке паровой мельницы. Построив мельницу, Торговый дом «И.Д. Зворыкин с сыновьями» набрал под нее кредитов и отказался их возвращать. Когда по решению суда пришли описывать имущество, выяснилось, что мельница еще с октября 1886-го переведена в собственность знаменитого Лаврентия Аржанова - великого мастера хитроумных операций с недвижимостью!
Судебная тяжба по поводу «фиктивной сделки при очевидных условиях ущерба кредиторам и лихоимственного изворота» началось весной 1887-го, тянулась 4 года, и в итоге знаменитый адвокат Федор Плевако даже сумел отвести банкротство от одного из сыновей Зворыкина.
Имел ли отношение Ростислав Зворыкин к махинациям родичей – неизвестно, зато из тех же окладных книг известно, что в 1902-м году на участке находились каменный двухэтажный дом с флигелем во дворе, погребица, дровяник и кладовые. Думается, что трехэтажный особняк в нынешнем виде появился уже вскоре, так как в это время улица Венцека начала застраиваться великолепными ренессансными модерновыми домами известных людей. Усадьба оставалась в собственности семьи и к 1917-му году перешла по наследству трем дочерям Ростислава Зворыкина.
А причем тут купец Семен Павлович Молчанов, как считается, торговавший в Самаре иностранной фарфоровой посудой и хрусталем? Купец первой гильдии Молчанов действительно имел в Самаре «лавки фарфора и фаянса», а родом он был из московской слободы Лужников Крымских – в районе нынешней Якиманки. Проживал в Москве по крайней мере до 1888-го года, что подтверждается записями в московских метрических книгах о рождении дочерей – Анны в 1885-м и Александры в 1888-м. Жил ли в Самаре или только имел торговое отделение – точно неизвестно.
Но, поскольку название особняка не могло возникнуть на пустом месте, можно предположить, что богатый и известный магазин с дорогой посудой и прочими атрибутами красивой жизни здесь работал. Молчанов арендовал торговые площади первого этажа, а если проживал в Самаре – то, вероятно, снимал в доме и квартиру. Место было подходящим - в начале прошлого века улица превратилась в бойкий торгово-деловой центр.
После революции доходный дом сделался обычным жилым с многочисленными организациями в помещениях первого этажа. В этой же роли служит до сих пор. Высокая «фирменная» крыша над эркером, утраченная после пожара в 1990-е, в прошлом году была восстановлена, уличные и дворовые фасады отреставрированы, так что может простоять еще века.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете